6. Политика занятости
Политика занятости является тем направлением социальной политики государства, на котором она может быть наиболее эффективной, так как призвана исправить один из наиболее значимых «дефектов рынка». Ее задача заключается в том, чтобы обеспечить экономически эффективную занятость при минимальных трансакционных издержках. Различают активное и пассивное регулирование занятости.
Пассивное регулирование занятости ограничивается изысканием и использованием средств на частичное возмещение безработным потерь их доходов. Фактически это модель смягчения последствий безработицы, реализуемая в двух формах: социальное страхование и социальная помощь. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в развитых странах и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме размеры пособий зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи. Например, в Японии размер выплат составляет 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США – 50%. Различны и сроки, в течении которых выплачивается пособие: в США – 7-8 месяцев, в Германии – 14 месяцев. Вторая – социальная помощь, применяется к длительно безработным лицам виде материальной помощи.
При активном регулировании занятости государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграция и т.д.
Политика социальной защиты в Республике Беларусь
Основные принципы социальной политики белорусского государства
-
Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.
Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.
Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
В социальной защите нуждаются следующие группы населения: пенсионеры , инвалиды, безработные, дети и учащаяся молодежь. Эти категории населения содержатся за счет работающей части населения. Социальная защита осуществляется в форме: пенсий, стипендий, пособий и различных льгот, источниками которых служат средства Государственного Бюджета, внебюджетные фонды (фонд социальной защиты населения, фонды социального страхования, общественные фонды социальной помощи).
Наибольший удельный в системе социальной защиты имеет пенсионное обеспечение (в Беларуси – 10%ВВП). В республике насчитывается 2.4 млн. пенсионеров для их содержания требуются весьма значительные отчисления в ФСЗН – 36% от фонда заработной платы. Это позволяет поддерживать относительно высокий размер средней пенсии – 44% от средней заработной платы. Максимальный размер пенсии не должен превышать 1,3 средней зарплаты, поэтому она слабо зависит от заработка и половина пенсионеров получает пенсию, ограниченную максимальным размером.
Социальная помощь в Республике Беларусь включает в себя ряд государственных программ по оказанию материальной поддержки отдельным категориям населения:
- пособия инвалидам с рождения;
- ежемесячное пособие на детей;
- пособия на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям;
- помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
- Экономическая теория (конспект лекций)
- Раздел I. Введение в курс
- Тема 1.1. Экономическая теория : предмет и метод
- Возникновение и развитие экономической науки
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- 4. Функции экономической теории
- Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора.
- 1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.
- 2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор.
- Тема III. Экономические системы Рыночная система хозяйствования.
- 1.Экономическая система общества. Типология современных экономических систем.
- 2. Понятие и характеристика рынка. Функции рынка. Классификация рынков. Определение рыночного механизма
- Тема 2.1 спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.
- 1.Спрос и предложение. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса и доходы продавца. Свойства и факторы ценовой эластичности спроса.
- 2.Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения
- 3. Рыночное равновесие. Сдвиги кривой спроса и кривой предложения.
- 4.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
- Тема 2.2 теория потребителя
- 2. Потребительский выбор
- 2. Кривая безразличия
- 3. Бюджетное ограничение
- 4. Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
- 5. Эффект дохода и эффект замещения
- 6. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
- Тема 2.3 Теория фирмы
- 2. Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность.
- Техническая и экономическая эффективность
- 3.Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Средняя и предельная производительность.
- 4.Понятие изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя.
- Тема 2.4 равновесие фирмы в краткосрочный и долгосрочный пеприод. Издержки производства и прибыль
- 2. Постоянные, переменные и общие издержки
- 3. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- 4. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 2.5 типы рыночных структур. Определение цены и объема производства в различных рыночных структурах
- 7. Антимонопольное законодательство и регулирование
- 2. Классификация рыночных структур
- 3. Чистая монополия
- 4. Монополистическая конкуренция
- 5. Олигополия
- 6. Ценовая дискриминация
- 7. Антимонопольное законодательство и регулирование
- Тема 2.6 рынок труда. Распределение доходов
- 2. Роль профсоюзов на рынке труда
- 3. Экономическая рента
- 4. Распределение доходов
- Тема 2.7 рынки капитала и земли
- 2. Предложение и спрос на землю
- 3. Земельная рента
- 4. Другие показатели дохода
- 2. Показатели внп и ввп
- 3. Способы расчета внп
- 4. Другие показатели дохода
- 5. Измерение стоимости жизни
- 1. Дефлятор внп (индекс Пааше).
- 2. Индекс потребительских цен (индекс Ласпейреса).
- Тема 3.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления
- Естественный уровень безработицы
- Безработица ожидания
- 2. Сущность и виды инфляции
- 3. Количественная теория денег
- 4. Инфляция и ставки процента
- 5. Кривая Филлипса
- 7. Антиинфляционная политика
- 2. Фазы промышленного цикла
- 3. Виды кризисов
- 4. Особенности экономических циклов
- 5. Антициклическое регулирование
- 2. Совокупное предложение
- 3. Классическая модель равновесия
- 4. Кейнсианская модель общего равновесия
- 5. Кейнсианская модель доходов и расходов
- 6. Крест Кейнса
- 7. Мультипликатор автономных расходов
- 8. Парадокс бережливости
- 9. Модель is - lm
- Тема 3.7 экономический рост
- 2. Кейнсианские модели экономического роста
- 3. Неоклассическая модель Солоу
- 4. Рост населения и его последствия
- 5. Технологический прогресс
- Тема 3.8 Финансовая система и фискальная политика государства.
- 2. Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.
- 4. Сущность и задачи фискальной политики. Фискальная политика Республики Беларусь
- Механизм государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитной и фискальной политики
- Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь.
- Тема 3.9 денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика
- 1. Сущность и функции денег
- 2. Количество денег, необходимое для обращения
- 3. Виды денег и показатели денежной массы
- 4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор
- 5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
- 6. Денежно-кредитная политика
- Тема 3.10 Денежно-кредитная политика
- Сущность и цели кредитно-денежной политики
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Концепции кредитно-денежной политики
- Виды кредитно-денежной политики
- Тема 3.11 Социальная политика государства
- Функции социальной политики государства
- 3. Модели социальной политики
- 4. Социальное страхование
- 5. Политика регулирования доходов
- 6. Политика занятости
- Тема 4.1 теории международной торговли
- 1. Теория сравнительного преимущества
- 2. Неоклассические теории
- 3. Теория Хекшера-Олина
- 4. Парадокс Леонтьева
- 5. Альтернативные теории международной торговли
- 6. Государственное регулирование мировой торговли
- Тема 4. 2 мировая валютная система
- 1. Этапы развития мировой валютной системы
- 2. Валютные курсы и конвертируемость валют
- 3. Государственное регулирование валютного курса
- 4. Платежный баланс