71. Таможенные сборы и пошлины в рф
Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
Организация и правовые основы таможенного дела определены в Таможенном кодексе Российской Федерации. ТК РФ определяет порядок и условия перемещения через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, проведение таможенного контроля и другие средства, обеспечивающие проведение таможенной политики.
Целью же таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики.
Таможенным платежам принадлежит существенная роль в проведении указанных целей таможенной политики в жизнь.
Среди таможенных платежей ТК РФ называет прежде всего таможенную пошлину, а также налог на добавленную стоимость, акцизы, различные таможенные сборы, взимаемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги.
Применение налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории, производится на основании ТК РФ и положений НК РФ, соответственно «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах».
Таможенная пошлина выделяется своим значением и суммами поступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ, а также Законом РФ «О таможенном тарифе». В ТК РФ указано, что товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Согласно этим законодательным актам таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина относится к платежам федерального уровня.
Таможенная пошлина, как и государственная пошлина, отличается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет и условного включения в систему налогов и сборов, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами). В отличие от налога, являющегося платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благами.
Таможенная пошлина является своего рода платой за получение такого права, т.е. имеет индивидуально возмездный характер.
Кроме того, если платежам налогов свойственна регулярность уплаты в установленные сроки, то таможенной пошлине это не свойственно.
Плательщиком таможенной пошлины является декларант, т.е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» Таможенный кодекс обозначает предприятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из положений Кодекса вытекает иное В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможенный брокер (посредник).
Объектом взимания таможенной пошлины могут быть таможенная стоимость товаров или количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров, либо сочетание того и другого. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара. Таможенный орган РФ, производящий оформление товара, контролирует правильность определения таможенной стоимости.
Ставки таможенной пошлины.
Их виды и порядок установления регулируются Законом «О таможенном тарифе».
Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Применяется несколько видов ставок таможенных пошлин:
а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
в) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не могут быть изменены в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Однако ставки таможенной пошлины в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможенной и экономической политики России.
Среди них различают ставки ввозных и вывозных пошлин.
Ввозные пошлины используются для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов и решения иных экономических и торгово-политических задач (например, в целях поддержания режима наибольшего благоприятствования в отношении тех или иных стран).
Ставки вывозных таможенных пошлин являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на российской территории. Вывозным таможенным пошлинам принадлежит важная фискальная роль.
Конкретные размеры ставок таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Закон предусматривает в целях защиты экономических интересов РФ временное применение к ввозимым товарам особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых и компенсационных.
Например, специальные пошлины применяются, когда товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Эти ставки также устанавливаются Правительством РФ, но с соблюдением специально установленной процедуры.
По уплате таможенной пошлины существуют льготы, порядок предоставления которых урегулирован Законом «О таможенном тарифе».
Льготы по таможенной пошлине именуются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, установленных в Законе. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, которое определяет и порядок предоставления льгот.
Закон особо перечисляет виды перевозимых объектов (с учетом их назначения), которые освобождаются от пошлины (например, товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ; товары, ввозимые на территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК и т.д.). Эти льготы могут носить индивидуальный характер.
Таким образом, таможенная пошлина имеет важное значение в качестве одного из доходов государственной казны и инструмента регулирования экономических отношений.
Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах.
Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Муниципальные финансы: виды, особенности.
- 5. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- 6. Конституционные основы финансовой деятельности.
- 7. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 8. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 9. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 10. Финансы развитых зарубежных стран
- 11. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 12.Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности
- 13.Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности
- 14. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 15. Министерство финансов рф.
- 16. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 17. Федеральное казначейство рф
- 18. Банк России: задачи и функции.
- 19. Банковская система рф
- 20. Финансовое право как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 21. Место финансового права в системе российского права.
- 22. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 23. Система отрасли финансового права.
- 24. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 25. Структура финансово-правовой нормы
- 26. Виды финансово-правовых норм.
- 27. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 28. Субъекты финансовых правоотношений.
- 29. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 30. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 31. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 32. Понятие финансово-правовой ответственности, ее место в системе государственного принуждения.
- 33. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 34. Финансовая санкция как мера финансово –правовой ответственности. Виды санкций.
- 35. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 36. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 37. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 38. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- 39. Органы финансового контроля в рф.
- 40. Аудит и финансовый контроль. Общественный финансовый контроль.
- 41. Организационно-правовые формы и методы финансового контроля.
- 42. Бюджеты в рф: понятие, виды, значение.
- 43.Структура бюджета. Бюджетная сбалансированность.
- 44. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 45. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 46. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 47. Бюджетные права Российской Федерации, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 48. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 49. Бюджетные права муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 50. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы.
- 51. Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- 52. Межбюджетные отношения в рф: понятие, распределение доходов и расходов.
- 53.Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 54. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 1) Классификацию доходов бюджетов рф:
- 2) Классификацию расходов бюджетов рф:
- 3) Классификация источников финансирования:
- 4) Классификацию операций публично-территориальных образований.
- 55. Бюджетное планирование в рф. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и местных бюджетов.
- 57. Отчетность по исполнению бюджетов как стадия бюджетного процесса.
- 58. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 59. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 60. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и
- 61. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления
- 62. Плата за землю в рф. Земельный налог
- 63. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 64. Водный налог.
- 65. Плата за пользование лесными ресурсами
- 66. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 67. Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи.
- 68. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 69. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие и виды.
- 70. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 71. Таможенные сборы и пошлины в рф
- 72. Косвенные налоги России: Виды, объекты и ставки налогообложения.
- 73. Налог на прибыль организаций.
- 74. Налог на доходы физических лиц.
- 75. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- 76. Транспортный налог.
- 77. Налог на имущество Физических лиц.
- 78. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 79. Финансово-правоая сущность государственного кредита и государственного страхования в рф.
- 80. Правовое регулирование расходных обязательств в рф: правовые основы, понятие, виды расходов.
- 81. Финансирование казенных заводов, фабрик, хозяйств.
- 82. Сметно-бюджетное финансирование. Смета бюджетного учреждения.
- 83. Финансирование оборонных и управленческих расходов
- 84. Банк России как орган регулирования и надзора в банковской системе.
- 85. Финансово-правовое регулирование расчетных отношений. Банк России и организация расчетных отношений.
- 86. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе России.
- 87. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 88. Правила ведения кассовых операций.
- 89. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 90. Валютные ценности и валютные операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 91. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля.