4. Муниципальные финансы: виды, особенности.
Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Согласно ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям. Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в Российской Федерации реформы местного самоуправления. Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, реализующим правомочия муниципального собственника, — один из содержательных признаков муниципальных финансов. Организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»., муниципальными образованиями признаются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При этом перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление, и видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению только в рамках федерального законодательства. Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий. Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти. Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества. Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.
- 1. Финансы рф: понятие, виды, функции.
- 2. Виды финансовых фондов
- 3. Финансовая система рф.
- 4. Муниципальные финансы: виды, особенности.
- 5. Финансовая деятельность рф: понятие, особенности.
- 6. Конституционные основы финансовой деятельности.
- 7. Правовые принципы финансовой деятельности рф.
- 8. Юридические формы финансовой деятельности. Виды финансово-плановых актов.
- 9. Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.
- 10. Финансы развитых зарубежных стран
- 11. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: понятие, виды.
- 12.Законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, как органы финансовой деятельности
- 13.Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как органы финансовой деятельности
- 14. Специальные органы финансовой деятельности: виды, разграничение полномочий.
- 15. Министерство финансов рф.
- 16. Федеральная налоговая служба. Система налоговых органов.
- 17. Федеральное казначейство рф
- 18. Банк России: задачи и функции.
- 19. Банковская система рф
- 20. Финансовое право как отрасль российского права: особенности предмета и метода правового регулирования.
- 21. Место финансового права в системе российского права.
- 22. Источники финансового права. Кодификация в системе отрасли финансового права.
- 23. Система отрасли финансового права.
- 24. Финансово-правовая норма: понятие, особенности.
- 25. Структура финансово-правовой нормы
- 26. Виды финансово-правовых норм.
- 27. Финансовые правоотношения: понятие, особенности содержания, объект.
- 28. Субъекты финансовых правоотношений.
- 29. Виды финансовых правоотношений, основания для классификации.
- 30. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.
- 31. Защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- 32. Понятие финансово-правовой ответственности, ее место в системе государственного принуждения.
- 33. Финансовое правонарушение: признаки, состав.
- 34. Финансовая санкция как мера финансово –правовой ответственности. Виды санкций.
- 35. Наука финансового права: понятие, задачи.
- 36. Курс финансового права: понятие, система, соотношение с наукой.
- 37. Финансовый контроль в России: понятие, правовые основы, значение.
- 38. Виды финансового контроля: основания для классификации.
- 39. Органы финансового контроля в рф.
- 40. Аудит и финансовый контроль. Общественный финансовый контроль.
- 41. Организационно-правовые формы и методы финансового контроля.
- 42. Бюджеты в рф: понятие, виды, значение.
- 43.Структура бюджета. Бюджетная сбалансированность.
- 44. Государственные внебюджетные фонды в рф: понятие, виды, структура.
- 45. Бюджетные фонды в рф: понятие, виды, особенности.
- 46. Бюджетное право в системе отрасли финансового права.
- 47. Бюджетные права Российской Федерации, бюджетная компетенция федеральных органов государственной власти.
- 48. Бюджетные права субъектов рф, бюджетная компетенция региональных органов государственной власти.
- 49. Бюджетные права муниципальных образований, бюджетная компетенция органов местного самоуправления.
- 50. Бюджетное устройство рф: понятие, правовые основы.
- 51. Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы построения. Консолидированные бюджеты.
- 52. Межбюджетные отношения в рф: понятие, распределение доходов и расходов.
- 53.Бюджетный процесс: понятие, стадии.
- 54. Бюджетная классификация рф: понятие, структура.
- 1) Классификацию доходов бюджетов рф:
- 2) Классификацию расходов бюджетов рф:
- 3) Классификация источников финансирования:
- 4) Классификацию операций публично-территориальных образований.
- 55. Бюджетное планирование в рф. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
- 56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Особенности кассового обслуживания региональных и местных бюджетов.
- 57. Отчетность по исполнению бюджетов как стадия бюджетного процесса.
- 58. Государственные и муниципальные доходы: понятие, правовые основы, источники.
- 59. Классификация государственных и муниципальных доходов. Бюджетные доходы в системе государственных и муниципальных доходов.
- 60. Собственные доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Налоговые и
- 61. Межбюджетные трансферты: формы и условия их предоставления
- 62. Плата за землю в рф. Земельный налог
- 63. Платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых.
- 64. Водный налог.
- 65. Плата за пользование лесными ресурсами
- 66. Налоговое право в системе отрасли финансового права. Налоговая политика рф.
- 67. Налог и налоговый платеж: понятие, виды. Неналоговые платежи.
- 68. Федеральные налоговые платежи: понятие, виды, особенности.
- 69. Региональные и муниципальные налоговые платежи: понятие и виды.
- 70. Государственная пошлина в налоговой системе рф.
- 71. Таможенные сборы и пошлины в рф
- 72. Косвенные налоги России: Виды, объекты и ставки налогообложения.
- 73. Налог на прибыль организаций.
- 74. Налог на доходы физических лиц.
- 75. Имущественные налоги: виды, плательщики, объекты налогообложения.
- 76. Транспортный налог.
- 77. Налог на имущество Физических лиц.
- 78. Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг.
- 79. Финансово-правоая сущность государственного кредита и государственного страхования в рф.
- 80. Правовое регулирование расходных обязательств в рф: правовые основы, понятие, виды расходов.
- 81. Финансирование казенных заводов, фабрик, хозяйств.
- 82. Сметно-бюджетное финансирование. Смета бюджетного учреждения.
- 83. Финансирование оборонных и управленческих расходов
- 84. Банк России как орган регулирования и надзора в банковской системе.
- 85. Финансово-правовое регулирование расчетных отношений. Банк России и организация расчетных отношений.
- 86. Денежная система рф. Развитие законодательства о денежной системе России.
- 87. Банк России и регулирование денежного обращения.
- 88. Правила ведения кассовых операций.
- 89. Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, правовые основы, роль.
- 90. Валютные ценности и валютные операции, валютный резерв: понятие, правовой режим.
- 91. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля. Банк России как орган валютного регулирования и валютного контроля.