1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.
Таким образом, специальные правительственные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.
В развитых зарубежных странах число крупных специальных фондов колеблется от 30 до 80.
Специальные фонды создаются двумя путями:
• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
• формированием спецфонда по особому решению законодательного органа конкретным назначением.
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всего такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфрастуктуры в целом;
• предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
В основу классификации специальных фондов могут быть положены различные признаки (см. табл. 1).
Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.
Главными методами мобилизации средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.
Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Таблица 1
Специальные правительственные фонды зарубежных стран
Классификационный Признак | Виды фондов |
|
1 | 2 | 3 |
1. Срок действия
| Временные
| Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.) |
Постоянные | Дорожные фонды в различных странах | |
2. Принадлежность | Государственные | Инвестиционные, валютные фонды и т.д. |
Местные | Заемные фонды | |
Межгосударственные | МВФ, МБРР, различные фонды ЕС | |
3. Цель использования | Экономические
| Фонд реконструктивной финансовой корпорации. Фонд перестройки и развития экономики (США); Западногерманский фонд выравнивания бремени войны; Фонд экономического и социального развития (Франция); Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в Японии |
Научно-исследовательские | Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС) в США; Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания) | |
Кредитные
| Фонды Банка Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы (Франция); Фонд администрации фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США); Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония) | |
Социальные | Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся (США); Фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице (Германия); Фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония); Национальный институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования государственных служащих (Италия); Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция) | |
| Государственные фонды имущественного и личного страхования | ДГЭК (Великобритания); КОФАСЕ (Франция); Гермес Тройарбайте (ФРГ); Ассоциация страхования экспортных кредитов (США) |
| Военно-политические Фонды | Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США) |
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.Н. Жук, е.Ф. Киреева, в.В. Кравченко международные финансы Под общей редакцией и.Н. Жук
- Предисловие
- Тема 1. Финансовые системы зарубежных стран
- 1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
- 1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 1.2.1. Сущность и роль местных финансов
- 1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 1.2.3. Финансы государственных предприятий
- Сфера деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах
- 1.3. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- Литература
- Тема 2. Управление государственными финансами
- 2.1. Общее понятие об управлении финансами
- 2.2. Органы управления государственными финансами
- Литература
- Тема 3. Государственный бюджет
- 3.1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
- 3.2. Экономическое содержание доходов бюджета
- 3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- Литература
- Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
- 4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
- 4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
- Структура налоговых поступлений в штатах
- Литература
- Тема 5. Бюджетный процесс и его основные стадии
- 5.1. Составление проекта бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- Литература
- Тема 6. Налоги в системе международных экономических отношений
- 6.1. Общая характеристика налогов
- 6.2. Основы организации международного налогообложения
- 6.3. Экономика двойного налогообложения
- 6.4. Международное налоговое планирование
- Литература
- Тема 7. Международный кредит
- 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- 7.2. Формы международного кредита и их классификация
- 7.3. Условия международного кредита
- 7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных капиталов, их структура
- 7.5. Управление внешним долгом
- Литература
- Тема 8. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 8.1. Банк международных расчетов
- 8.2. Международный валютный фонд
- 8.3. Группа Всемирного банка
- 8.4. Европейский банк реконструкции и развития
- 8.5. Региональные финансово-кредитные организации
- 8.6. Республика Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
- Литература
- Содержание