logo
косв

8.Значение налога как особого ценообразующего фактора.

Переложение налога является ценообразующим фактором. Сам факт' переложения, его эффект и обстоятельства, влияющие на него, установить достаточно сложно. Переложение скрыто в ценах, формирование которых — результат воздействия сразу нескольких факторов, и только при прочих равных можно приписать те или иные изменения цен налогу. Поскольку переложение может действовать в разных направлениях и состоять из нескольких актов, сложно нарисовать полную картину и описать, каким образом распределился налог.

Переложение как ценообразующий фактор может повлиять на цену прямо, косвенно и отдаленно. Прямое влияние выражается в повышении или понижении цены пропорционально повышению или понижению перелагаемого налога. Косвенное влияние заключается в том, что цена может остаться той же при снижении издержек. Отдаленное влияние может проявиться в сокращении потребления обложенных налогом товаров и услуг и увеличении потребления других товаров и услуг.

Косвенный налог, будучи ценообразующим фактором, может оказать влияние на инфляцию, но однозначно установить зависимость между налогом и повышением цен обычно не удается. По оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, введение налога на добавленную стоимость привело к увеличению цен на 0,4 % на каждый процент введенного налога, если сопровождалось принятием дополнительных мер, направленных на стабилизацию цен, со стороны властей

Рост цен может начаться до введения или повышения ставки налога, так как налогоплательщик может заранее «подстраховаться», подняв цены, «вознаграждая» себя тем самым за налоги, которые предстоит уплатить, за административные неудобства, связанные с введением налога, и за потенциальное снижение уровня продаж.