3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси: тенденции, проблемы и перспективы
экономический интеграция международный мировой
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонанравленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
Говоря о формировании Союзного государства необходимо отметить, что Россия и Беларусь – страны многонациональные, в них проживают представители десятков различных народов; и все они в равной мере выступают за интеграцию, в первую очередь, экономическую. При этом в рамках Союзного государства все народы получают возможность всемерно сохранять и развивать национальную идентичность, жить в условиях правового государства.
Россия и Беларусь стремятся к достижению нового качества взаимодействия образовательных систем наших стран в рамках Союзного государства. В 2000 году была создана рабочая группа по вопросам информатизации образования, изучается вопрос о возможности привлечения к двухстороннему сотрудничеству в сфере информатизации образования Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО). Первым шагом в этом направлении явилась совместная разработка «Концепция развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Сообществе Беларуси и России». Процесс формирования единого образовательного пространства Союзного государства в настоящее время поступательно развивается, создается его правовое поле, идет институционализация и т.д.
Формирование Союзного государства оказало благотворное влияние на развитие науки и высоких технологий в России и Беларуси. На протяжении 1995–2000-х гг. российско-белорусская научная интеграция последовательно усиливалась, охватывая все новые сферы научно-исследовательской деятельности и производства. В течение пяти лет, с 2000 по 2005 год осуществлялся проект межгосударственной программы России и Беларуси «Обеспечение единого научно-технологического пространства», разработанный Минпромнаукой РФ и Российской Академией Наук совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.
Вопрос особой значимости для строительства Союзного государства – это наличие эффективных СМИ и ведение активной информационной политики. В рамках Союзного государства была создана в 1994–2000-е годы система средств массовой информации, включающая телерадиовещательную организацию Союза (ТРО), радиостанцию «Союз», программы которой выходят на общенациональных каналах России и Беларуси. В конце 1990-х гг. началась трансляция телепрограмм по союзной тематике «Москва-Минск». «Крестьянская застава», «Союзное вече» и др. 25 января 2000 года решением Совета Парламентского собрания была учреждена газета «Союзное вече», в феврале того же года получившая статус самостоятельного периодического издания Парламентского собрания. В 2002 году был создан Совет по информационной политике Союзного государства.
Неуклонно расширяется информационное сотрудничество между Россией и Беларусью. Так, Республика Беларусь была объявлена Почетным гостем российской выставки «Пресса – 2006». В рамках форума состоялся также «День белорусских и союзных СМИ», на котором российские и белорусские журналисты обсудили дальнейшие перспективы сотрудничества, было проведено специальное заседании пресс-клуба.
Экономическая составляющая взаимоотношений России и Беларуси в 1998–2000-е годы стала стержнем Союзного государства.
Формирование Союзного государства происходило по этапам, каждый из которых создавал предпосылки для развития следующего. В интеграции России и Беларуси «в настоящее время выстраивается такая цепочка: энергосистема, транспорт, граница, таможня, налоги и на последнем этапе – денежное обращение». Происходит развитие хозяйственных связей и рост крупномасштабного производства, активизация деятельности акционерных компаний.
В период 1994–1996 гг. Беларуси удалось сохранить основы своего индустриального производства, что является существенным фактором экономического развития Союзного государства. Происходит интенсивное развитие кооперационных связей между российскими и белорусскими производителями. В то же время, предстоит еще решать такие существенные проблемы, как различия в бюджетной и налоговой системах, кризис неплатежей, недостаточность развития институциональной основы банковской системы как Беларуси, так и России.
Преодоление этих негативных явлений в рамках Союзного государства – лишь вопрос времени, в долгосрочной перспективе развития России и Беларуси в XXI веке данные факторы должны утратить свое значение.
В рамках Союзного государства России и Беларуси осуществляется европейская модель социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает активную роль государства в регулировании социально-экономических процессов, обеспечении высокой степени социальной защиты населения. В настоящее время в Беларуси, как и в России, созданы условия экономического роста в XXI веке: стабилизированы макроэкономические показатели, прекращен спад производства, восстановлены интеграционные связи. В рамках Союзного государства формируется структура будущей технологичной экономики наших стран, опирающаяся на макроэкономическую сбалансированность, создание условий для устойчивого роста в виде стимулирования предпринимательства и деловой активности, развития малого и среднего бизнеса, обеспечения инвестирования экономики.
В перспективе предстоит совершенствовать платежно-расчетные отношения в рамках Союзного государства, осуществлять постепенный переход к конвертируемости национальных валют, создать действенный механизм привлечения инвестиций в экономику, стимулировать предпринимательство и деловую активность, способствовать ускорению развития современных наукоемких технологий и технологичного производства. Тенденции экономического развития России и Беларуси в рамках Союзного государства позволяют говорить о реальности решения подобных задач.
Концепция строительства Союзного государства России и Беларуси предполагает также постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, трудоустройства и оплаты труда граждан государств – участников Союза, совместную социальную политику, создание единой нормативной базы в области трудового законодательства и т.д. Итогом совместной работы российских и белорусских министерств и институтов стала разработка более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывавших исходную базу правовой унификации социально-трудовой сферы. Большинство из них нашло отражение в «Концепции социального развития Союзного государства».
В настоящее время разработаны проект Военной доктрины Союзного государства, успешно реализуется программа совместной подготовки кадров военнослужащих на период до 2008 года.
В 2005-2006 годах российско-белорусская интеграция поступательно развивалась. Состоялись Первый белорусско-российский экономический форум в Минске, Второй форум делового сотрудничества «Беларусь – Москва», активно работает Государственный Совет Союзного государства. Объединительные процессы продолжают набирать силу.
Союзное государство России и Беларуси – новейшее модернизированное формирование, призванное обеспечить странам-участницам успешное развитие в условиях глобализирующейся мировой экономики, способное повысить конкурентоспособность российских и белорусских предприятий на международных рынках, создать новый центр торгово-экономического влияния в мире, наряду с Евросоюзом, Американской зоной свободной торговли и Организацией Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
Строительство Союзного государства позволило сделать крупный шаг к объединению возможностей России и Беларуси во внешнеэкономической сфере, вести активную линию на согласование позиций по основным международным проблемам, эффективнее отвечать на внешнеполитические вызовы современности.
В перспективе Союзное государство России и Беларуси может стать интеграционных моделью для других стран СНГ и таким образом выступить в качестве значимого фактора социально-экономической и политической трансформации и модернизации постсоветского пространства в XXI веке.
Российско-белорусская экономическая интеграция пока развивается не столько в соответствии с хозяйственно-рациональными расчетами и потребностями, сколько является следствием политических инициатив руководства России и Белоруссии, учитывающих прежде всего геополитическую и военно-стратегическую составляющие союза двух стран.
Поскольку Россия проводит курс на либеральные в своей основе рыночные реформы, а Белоруссия предпочитает реформировать свою экономику под жестким государственным контролем, интеграционные процессы между ними развиваются медленно, противоречиво, а многие из провозглашенных начинаний так и остаются декларациями о намерениях. По данным представителя белорусского президента в исполнительных органах Союза Белоруссии и России Василия Довгалева, 90% из 1300 правовых актов, заключенных между союзниками, пока что «не работают». Россия во многом продолжает быть своего рода экономическим донором Белоруссии, оплачивающим «стратегическое партнерство» с нею.
В значительной степени именно сближение с Россией и финансовая подпитка с ее стороны (явная или опосредованная) позволили Белоруссии остановить спад промышленного производства и приступить к восстановлению докризисных масштабов производства в народном хозяйстве республики. По итогам 1997 г. макроэкономические показатели Белоруссии оказались наиболее высокими в СНГ, включая и Россию. Это - реальный факт, но свидетельствует ли он о реальной стабилизации экономики страны на новой, рыночной основе, говорить пока что рано.
Проблема выработки подобной оценки состоит в том, что «белорусское чудо» связано прежде всего с использованием административно-директивных методов в регулировании экономической деятельности. Отвергнув российский вариант «шоковой терапии» в переходе к рынку, А. Лукашенко избрал путь постепенной адаптации экономики к новым принципам и условиям хозяйствования, сохранив за государством (и прежде всего за собой) командные позиции в управлении народным хозяйством. Отказавшись от «огульной» приватизации, одномоментной либерализации цен, сохранив государственную поддержку сельскохозяйственного производства и ведущих экспортопроизводящих предприятий, Белоруссия смогла достигнуть лучших экономических показателей, нежели Россия. В то же время есть серьезные сомнения в том, что разогретая неокейнсианскими методами белорусская экономика сможет удержать достигнутые макроэкономические показатели сколько-нибудь длительное время. По мнению аналитиков, в лучшем случае положительная динамика может сохраниться до восстановления докризисных объемов производства, характерных для 1990 г.
Белорусские власти, лишенные достаточных инвестиций извне, пошли по пути эмиссионного стимулирования роста народного хозяйства и неизбежно столкнулись с рядом негативных моментов, среди которых на первом месте - высокий уровень инфляции и растущий торговый дефицит (в 1997 г. - свыше 1 млрд. долл.). При оценке хозяйственной ситуации в Белоруссии нельзя проходить мимо того факта, что увеличение валового внутреннего продукта страны было достигнуто в том числе и за счет 50-процентного увеличения экспорта, в первую очередь в Россию. Указанные обстоятельства при том или ином резком изменении внешнеэкономической конъюнктуры могут спровоцировать гиперинфляцию, способную мгновенно уничтожить все достижения белорусской экономики. Специалисты сходятся во мнении, что даже при нынешнем уровне инфляции поддержание достигнутых уже показателей роста в экономике представляется немыслимым.
В то же время было бы неверным представлять дело таким образом, что белорусское руководство занято только количественным или экстенсивным ростом производства, не заботясь о его качественных характеристиках. Оно отдает себе отчет в том, что промышленный рост осуществляется в основном на прежней производственной базе в отсутствие внешних инвестиций и даже амортизационных отчислений. Кроме того, до определенного времени узкий и нетребовательный российский рынок сглаживал проблему модернизации, особенно актуальную в условиях экспорто-ориентированного характера белорусской экономики. В условиях же наполнения и даже сокращения российского рынка решение проблем, связанных со структурной перестройкой экономики, модернизацией производства и нахождением своего места не только на российском, но и мировом рынке, становится для Белоруссии задачей, требующей незамедлительного решения. Поэтому белорусское руководство весьма озабочено модернизацией народного хозяйства республики, в первую очередь отраслей, обеспечивающих экспортные поставки. Пока Белоруссия с помощью ряда западных транснациональных корпораций делает только первые шаги на пути к выборочной модернизации технологической базы своей промышленности.
При всей специфике белорусской модели реформирования экономики она, тем не менее, приближается к рыночным параметрам хозяйствования, и это заставляет официальные власти действовать с оглядкой на требования внешней рыночной среды. Здесь можно и нужно отметить хотя и медленно, но все же идущий процесс приватизации, целевое привлечение на рыночных условиях иностранных инвестиций, осознание необходимости и первые попытки структурной перестройки экономики в соответствии с рыночной ориентацией ее развития и т. д. Объективно это заставляет Белоруссию все больше разворачиваться в сторону Запада и в то же время работает в направлении роста привлекательности Белоруссии в глазах западных предпринимателей. При определенном изменении имиджа белорусского властного режима (или изменении самого режима) это может послужить основой серьезной диверсификации внешнеэкономических связей и обменов этой страны в рамках глобальной экономики. Экономическая интеграция России и Белоруссии в таком случае станет определяться возможностями и потребностями их экономик, приобретет собственную логику развития и обзаведется механизмом саморегуляции, а не будет, как сейчас, производным военно-стратегических расчетов и соображений.
Экспертное сообщество отметило следующие проблемы интеграции:
Отсутствие ясной идеи интеграции государств на постсоветском пространстве. Некоторыми экспертами эта проблема названа первичной и определяющей. Отсутствие четкой концепции снижает мотивацию участников интеграционных процессов к согласованным совместным действиям, побуждает «тянуть одеяло на себя». В качестве решения предлагалось сформулировать идею интеграции либо общими усилиями, либо на основе создания «института интеграции».
Значительные различия между странами-участниками интеграционных процессов по уровню и темпам развития, отсутствие концептуальных моделей эффективной интеграции. Отмечается отсутствие взвешенных подходов к данной проблеме и наличие ряда альтернативных вариантов политики в отношении регионов, отличающихся по уровню развития (ждать, пока «подтянутся» сами; исключить из интеграции; создать программы помощи и т.д.). Отмечаются попытки организационного решения проблемы при недостатке концептуального осмысления.
Недостаточное осознание политическими элитами государственных интересов, отсутствие содержательной государственно-образующей идеи (исключение в данном случае составляет, возможно, только Казахстан). В результате отсутствуют надсубъективные регуляторы, действия лидеров государств во многом ориентируются на соображения политической конъюнктуры. Это вносит в переговорный процесс нестабильность: смена руководства в одной из стран приводит к возобновлению переговоров «с чистого листа».
Несоответствие между существующими организационными формами и стадией развития интеграционного процесса. Одна из важнейших организационных проблем интеграции — неадекватность реальному процессу, отсутствие системного видения происходящего, своевременных оценок и обратной связи. Бюрократическая структура не способна в одиночку адекватно реагировать на происходящие изменения. Необходимы более гибкие организационные формы, способные быстро адаптироваться к очень динамичной ситуации. Эксперты подчеркивали различные аспекты данной проблемы, важной для эффективности интеграционного процесса.
Несогласованность процесса интеграции по направлениям и уровням. Как указывают эксперты, множественность организационных форм, эгоистичный лоббизм, отсутствие действенного механизма согласования экономических, политических, социальных и ресурсных факторов затрудняют протекание интеграционного процесса.
Недостаточная организованность субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества. Силами, которые могут подтолкнуть власть более серьезно отнестись к интеграционному процессу, выступают и бизнес, и гражданское общество. Однако они еще недостаточно организованы. По мнению экспертов, необходимы ассоциации предпринимателей, представляющие их интересы во взаимодействии с властью (поскольку именно они, а не властные структуры, реально заинтересованы в эффективной интеграции).
Экспертное сообщество обращает внимание, что общие проблемы государственного управления, такие как коррупция, взяточничество, чиновничий произвол, слабость правовой системы, наиболее ярко проявляются именно в межгосударственных отношениях, и без решения этих проблем нельзя ожидать роста эффективности интеграционных процессов.
К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, эксперты отнесли следующие:
Незащищенность инвестиций и собственности, как существенное препятствие экономической интеграции, особенно в условиях смены политических элит.
Дискриминационный фактор, поскольку до сих пор имеют место дискриминация предпринимателей по национальному признаку, множественность барьеров для перемещения товаров и капиталов, неравные условия конкуренции.
Бюрократический произвол. Бизнес устал от вмешательства чиновников, коррупции и взяточничества. Ему необходимы цивилизованные условия и определенность правового поля, остальное он готов сделать самостоятельно, заплатив государству необходимые налоги.
В рамках создания интеграционных объединений эксперты выделяют два направления поиска эффективных форм взаимодействия субъектов интеграционного процесса:
Первое направление — создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, а также, возможно, введения при Президентах должностей помощников, отвечающих за интеграцию. Такие меры, по мнению экспертов, позволят повысить реализуемость принимаемых решений и исполнительскую дисциплину чиновников.
Второе направление — стимулирование создания неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса, в первую очередь, в бизнес-сообществах (например, объединения российских предпринимателей, которые работают в Казахстане, или казахстанских предпринимателей, работающих в России). По мнению экспертов, создание таких объединений обеспечит более комплексный подход к интеграционным процессам и повысит результативность работы по продвижению интеграции за счет использования и обобщения практического опыта.
Предложенные рекомендации включают создание рабочих органов по отдельным проблемам интеграции или по согласованию различных технических параметров (в области связи, транспорта и т.д.) при соответствующих министерствах и ведомствах в целях оптимизации кадрового обеспечения и улучшения организации.
В отношении состава интеграционных объединений эксперты все больше склоняются к необходимости сосредоточить усилия на создании реального интеграционного объединения государств, которые находятся на сопоставимом уровне экономического развития.
Заключение
Предпосылками преимуществ той или иной страны в производстве определенного товара (группы товаров) могут быть: естественные (значительные запасы природных ресурсов, специфические климатические условия, выгодное географические положение страны) и приобретенные (например, относительный избыток капитала по отношению к другим производительным факторам) условия. Следует также учитывать различия в национальных традициях, вкусах и предпочтениях жителей различных стран, а также другие факторы.
В настоящее время наблюдается диалектическое единство двух взаимосвязанных процессов – международной специализации и международного кооперирования производства. Первая реализуется по двум основным направлениям – производственному и территориальному; второе представляет собой систему устойчивых производственных связей между хозяйствующими субъектами разных стран. Расширение и углубление процессов специализации и кооперации свидетельствует о том, что современное производство становится все более интернациональным.
Одной из форм растущей интернационализации производства выступает международная экономическая интеграция, представляющая собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики. По критерию нарастающей сложности выделяют следующие формы интеграции: преференциальные торговые соглашения (представление странами друг другу более благоприятного торгового режима, чем третьим странам); зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами); общий рынок (свободное передвижение всех факторов производства внутри группировки); экономический союз (в дополнение к перечисленному проведению единой экономической политики, создание системы надгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе).
Основная причина экономической интеграции развитых стран – противоречие между высоким уровнем развития производительных сил и стесняющих их рамками национальных экономик, а также растущая интернационализация и глобализация производства.
Первоочередной задачей для Республики Беларусь в настоящее время является интеграция национальной экономики в мировую экономическую систему, которая должна быть управляема, предсказуема, хорошо спланирована, находиться под контролем. Необходимо учесть проблему экономической безопасности страны, определить максимальные условия взаимодействия и взаимозависимости национальной и мировой экономик, а также обеспечить такой уровень и такую структуру отечественного производства, которые смогут гарантировать возможность подключения Беларуси к мировой хозяйственной системе без угрозы долгосрочной и односторонней зависимости от внешних источников экономического роста.
Союз Беларуси и России рассматривается как первый реальный опыт современной не только экономической, но и политической интеграции на постсоветском пространстве. Эксперты, позитивно оценивающие этот проект, подчеркивают его высокий потенциал, дееспособность. Отмечается, что политические заявления были подкреплены реальными действиями.
Эксперты, настроенные скептически, обращают внимание на отсутствие «внятной концепции союзного государства», указывают на высокое различие в «весовых категориях» объединяющихся сторон. Некоторые эксперты говорят об изначальном неравенстве стран, входящих в Союз. В качестве наблюдаемой тенденции эксперты указывают на пробуксовку этого проекта из-за нерешенных проблем финансовой интеграции государств.
ГУО «Должанская СШ»
Реферат
по истории
на тему:
«Интеграция
Республики Беларусь и
Российской Федерации»
Подготовил
Ученик 11 класса
ГУО «Должанская СШ»
Мироненко Тимофей
- 1. Международная экономическая интеграция
- 1.1 Сущность и предпосылки международной экономической интеграции
- 1.2 Современные интеграционные процессы в мировой экономике
- 2. Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах
- 3. Экономическая интеграция России и Беларуси
- 3.1 История интеграционных процессов России и Беларуси
- 3.2 Современное состояние отношений России и Беларуси: тенденции, проблемы и перспективы