3.4. Экологический аудит
Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02.).
Развитие и распространение процедуры экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства. Экологический аудит был введён в экономически развитых странах в 1970-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур и был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С сер. 80-х г.г. экологический аудит рассматривается в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компании нормам экологического права. С начала 90-х г.г. многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заёмщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. В ряде стран начиная с 90-х г.г. приняты национальные стандарты в области экологического менеджмента и аудита.
В целом широкое внедрение экологического менеджмента и аудита в настоящее время обусловлено следующими причинами:
1) экологические показатели становятся всё более весомым фактором конкурентной борьбы;
2) усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.
В России первые попытки по применению процедуры экоаудита на основе анализа зарубежного опыта были предприняты в начале 1990-х г.г. Для координации и развития экоаудиторской деятельности в России в 2002 г. было создано Некоммерческое партнёрство «Экологическая аудиторская палата». В 2004 г. было создано Некоммерческое партнёрство «Национальная сертификационная палата», которое также ставит сове целью содействие развитию экологического аудита и сертификации систем управления, ведётся Реестр экологических аудиторских организаций, экоаудиторов. Однако в целом деятельность в сфере экоаудита в России осуществляется без должного нормативно – правового обеспечения.
В настоящее время экоаудит переживает новую фазу развития. Это определяется в значительной мере потребностями практики. Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности производства и продукции. Если предприятие соответствует требованиям международных экологических стандартов, обеспечивается конкурентоспособность её продукции на мировом рынке. Широкая перспектива перед аудитом открывается в сфере экологического страхования, при смене собственника, для предотвращения возникновения острых экологических проблем, в т.ч. на особо опасных производственных объектах.
Цель экологического аудита - получение объективной, достоверной информации об экологических аспектах деятельности предприятия и проверка их соответствия действующим стандартам , для обеспечения экологической безопасности. Повышения эффективности природоохранных мероприятий и улучшения экологического менеджмента на предприятии.
На практике применяются различные виды экоаудита. В их числе следующие.
Системный аудит - исследование организации предприятия и его процессов в отношении их структурной и функциональной дееспособности, т.е. аудит управленческой деятельности предприятия.
Аудит процессов - проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий для защиты окружающей среды.
Контрольный аудит – проверка соблюдений нормативов и предписаний.
Другие виды аудита:
аудит обработки специальных отходов;
аудит энергосбережения;
аудит влияния производственного процесса на здоровье людей;
аудит жизненного цикла продукции;
аудит качества продуктов;
аудит выбросов (сбросов) предприятия в окружающую среду.
Экоаудит проводится на практике как по инициативе, исходящей извне предприятия (внешний аудит), к примеру, через приглашенного аудитора, так и изнутри предприятия (внутренний аудит) через внутреннюю ревизию, с различным ритмом на основе стандартизованной систематики. Аудиторские проверки различаются их периодичностью. Так, для быстро изменяющихся сценариев (как в области маркетинга) они могут проводиться через короткие промежутки времени; для областей, которые меняются медленно и лишь в течение более продолжительных временных отрезков (к примеру, основные средства) - через более продолжительные временные интервалы.
Экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный. Так, обязательный экологический аудит проводится:
1) при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;
2) при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования;
3) по поручению государственных органов, в т.ч. для обоснования экологической санации предприятий;
4) для учёта экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
5) при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;
6) при проведении обязательного экологического страхования.
Инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения, и носит добровольный характер.
Традиционная аудиторская проверка основана на допущении, что фирма сама определяет свои цели и задачи. Как правило, в систему экологической аудиторской проверки включаются следующие основные виды деятельности и области:
организационная структура предприятия; административные и операционные процедуры;
технологические процессы;
документация, отчёты;
экологическая концепция предприятия.
Требования к современной системе экоаудита предполагают реализацию принципа персональной ответственности за результаты природопользования, необходимость ведения протокола при проведении проверки, а также составление отчёта и публикацию результатов аудита.
План проведения экоаудита включает, как правило, следующие основные стадии:
Предварительная стадия:
планирование характера и основных областей аудиторской проверки, установление рамочных целей, задач и приоритетов; разработка стратегии для их достижения, графика аудиторской проверки; сбор предварительной информации из вторичных источников, таких как результаты предыдущего аудита, отчеты корпорации;
подбор кадров для аудиторской проверки из высококвалифицированных специалистов не только в области экологии и экономики, но и в области инженерных знаний, касающихся производственных процессов на данном предприятии (оптимальной является группа из трех-пяти человек);
ознакомление группы аудиторской проверки с основными характеристиками отрасли, в которой функционирует предприятие, типом производственной системы, принятой на нем, особенностями, которые проистекают из географического положения предприятия.
Основная стадия аудита:
анализ сертификатов, отчетов, лицензий на выбросы и т.п.;
проверка экологической политики и программ, принятых на предприятии (аудиторы должны оценить глубину и приемлемость программ внутреннего контроля, включая контроль за процедурой менеджмента и технологический контроль, а также риски, связанные с возможностью ослабления контроля);
проверка эффективности системы менеджмента, персональной ответственности и компетентности персонала;
конфиденциальные интервью с персоналом на всех уровнях организации по поводу эффективности системы менеджмента и особенно по вопросам управления снижением уровня загрязнения;
инженерный контроль заводского оборудования, в том числе офисного, организации рабочих мест, энергетических систем и определение участков, особо опасных с точки зрения утечки ядов и прочих жидких, твердых и летучих загрязнителей.
Рис. Стадии экологического аудита.
На заключительной стадии:
производится коллегиальная оценка полученных результатов и их обсуждение;
представляется отчет руководству компании и вносятся предложения о необходимых улучшениях организации системы экологического менеджмента;
выносится решение по списку необходимых улучшений с возложением персональной ответственности на исполнителей, составляется график работы, предлагаются рекомендации для следующей аудиторской проверки.
Основными принципами проведения экологического аудита являются:
объективность, компетентность и независимость аудиторов, как следствия – надёжность и полнота аудиторского заключения;
конфиденциальность полученной информации – аудиторы не имеют права разглашать сведения, полученные в результате аудита, если этого не требует закон;
системный подход к анализу экономических и экологических показателей в соответствии с установленными целями и задачами;
содействие руководства предприятия проведению экологического аудита, предоставление для этого условий и необходимой информации.
Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Проведение процедуры экоаудита позволяет:
оптимизировать финансовые затраты предприятия с учётом экологических факторов;
предупредить случаи возникновения ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
улучшить взаимоотношения с природоохранными органами и населением;
добиться определённых финансовых льгот, субсидий, корректировки платежей за природопользование с учётом реального вклада предприятий – природопользователей в оздоровление окружающей среды;
перейти на международно – признанные стандарты и процедуры экологического управления, что связано с интеграцией российских предприятий в систему мировой экономики и международной экологической безопасности.
Однако, несмотря на предпринятые практические шаги по развитию экологического аудита в России, должно пройти немало времени, прежде чем сформируется устойчивый, надёжный, хорошо функционирующий рынок экологических услуг. Развитие экологического аудита в России по сравнению со странами Запада задерживается. Основными сдерживающими факторами развития экологического аудита в России являются:
1) задержка развития нормативно – правовой базы на федеральном уровне и связанные с этим неопределённости в вопросах финансирования.;
2) недостаток информации о важности и необходимости экологического аудита в современном мире, разобщённость тех, кто занимается этим видом деятельности, что приводит к недопониманию его значения теми, кто мог бы активно способствовать развитию этой процедуры в России;
3) опасения, что информация, полученная аудиторами в процессе проверки, будет использована ими против самого предприятия;
4) недостаток средств, имеющихся у предприятий.
Между тем, если российские фирмы хотят быть конкурентоспособными на мировом рынке и за счёт своей рентабельности привлекать иностранные инвестиции, они должны быть готовы как можно скорее внедрять у себя экологический аудит, позволяющий снизить финансовые риски возможных санкций и убытков от экологических нарушений.
- Тема 3. Экономический механизм природоохранной деятельности
- 3.1. Платежи за загрязнение окружающей среды
- 3.2. Экологические стандарты и нормативы
- 3.3. Экологическое страхование
- 3.4. Экологический аудит
- 3.5. Налогообложение в природопользовании
- 4. Кадастр природных ресурсов
- 1) Натуральные показатели:
- 2) Экономические показатели: