logo
МОЯКУР~1

3. Антиинфляционная политика и политика регулирования доходов .

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно , так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США неоднократно в 60õ - 70õ годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30õ путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций , реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций центрального банка следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и его как бы “прорывает”. Последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей политика “игры на понижение” обречена на поражение.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли.

Сдерживание роста заработной платы в условиях стимулирования совокупного спроса является ключевым элементом ,способным повлиять на замедление темпов развития инфляции .Тем самым предполагается 'что наилучшим методом было бы непосредственное воздействие на уровень заработной платы .

Политика регулирования доходов состоит в осуществлении влияния на уровень зарплаты и других доходов не через совокупный спрос , а непосредственно .

Например правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение данного года рост заработной платы уровнем в 2%.Другой вариант – достижение такого компромисса между правительством и профсоюзами , при котором профсоюзы обязуются не требовать слишком значительного увеличения зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов .

Помимо этого правительство может принимать законы, регулирующие темпы роста зарплаты и цен. Такие юридические акты принято называть контролем над зарплатой и ценами.

Контроль над зарплатой и ценами ограничивает и регулирует действия фирм по выплате зарплаты и назначению цен .

Такой контроль применялся в Соединенных Штатах во время второй мировой войны и войны в Корее , а также в годы президентства Никсона .Не вызывает сомнения то , что во время второй мировой войны именно политика регулирования доходов удерживала цены от такого же быстрого роста какой имел место во времена предыдущих войн .Точно также очевидно что при Никсоне политика сдерживания доходов практически не имела успеха .

В самом деле ,часто можно встретить утверждение о том , что политика ограничения доходов никогда не приносила успеха. Отчасти это может быть объяснено тем , что часто она рассматривается в качестве противовеса макроэкономической политике сокращения инфляции , а не как полезное дополнение последней. Ведь если правительство проводит жесткую антиинфляционную фискально-денежную политику ,самое время применить меры по предотвращению роста зарплаты и цен, возможного в результате инфляционных ожиданий и определенной инерции экономических процессов .Но на практике , как правило, регулирование доходов обычно не сопровождается жесткой макроэкономической политикой.

Примерами неудачного использования жесткой макроэкономической политики в дополнение к контролю над ценами являются Аргентина и Бразилия в 1986 г. В этих странах правительство ,пытаясь уменьшить трехзначные темпы инфляции , использовало меры ценового контроля .Однако эти страны не смогли в достаточной мере сократить бюджетный дефицит , являющийся источником инфляционного давления .Поскольку масштабы сокращения государственных расходов и увеличения налоговых поступлений были недостаточны , бюджетный дефицит оставался на довольно высоком уровне и темпы инфляции в обеих странах были снижены лишь на короткое время .

Неудачи в осуществлении политики контроля над ценами и зарплатой можно также объяснить значительными административными сложностями ее проведения. К органам контроля постоянно предъявляются требования сделать исключения для тех или иных цен или для какой-либо отрасли. Конечно , не работая в этой отрасли , трудно правильно определить ,какими должны быть уровень цен и величина зарплаты ,поэтому от контролирующих органов требуется принятие жестких и не подлежащих обсуждению решений .Постепенно ,по мере дальнейшего отклонения цен от состояния равновесия и усиления дефицита ,давление на контролирующие органы с требованиями предоставить льготы возрастает ,и в конце концов , это делает меры контроля трудноосуществимы.