logo
МОЯКУР~1

3. Пути преодоления инфляции .

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е. методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения ;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них является базовая , производственно-экономическая .

Рассмотрим методы преодоления инфляции .

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения :

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии , но в наших условиях только ценой остановки производства ; сокращение эмиссии , приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию , после чего происходит очередное повышение цен .Этот процесс последовательно повторяется :отсутствие рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн . При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны .

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов , сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета .

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является их давление на производство , что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции , предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций .В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек , или производителей .

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная. Государство поошряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поошрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства требует последовательнык организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприяитий.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по следующим соображениям.

Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов трудовой активности участников процесса.

Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей дестабилизации.

Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.

Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.

Заключение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана . Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира . Республика Казахстан не исключение .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков .

Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться надеформированном состоянии рынка в Казахстане .Так разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную валюту , золото .

Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.

· Используемая литература

К.Берентаев

' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы Каз-на 9/97

А.Кожанулова

Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет

основных средств '

Нацагенство РК

Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс потребительских цен и инфляция '

Л.М.Музапарова,

М.У.Спанов

Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические показатели Каз-на '

В.Д.Мельников

” Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана ” Алматы 1995

Под ред-й Ильясова К.К.

” Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана ” , Алматы 1996

Булатов

” Экономика ”

С.Фишер Р.Дорнбуш

Р. Шмалензи

”Экономика”

Страница 29