8. Исследования социальной и культурной памяти.
Memory studies в современной культурологии – сравнительно новая область культурного исследования на рубеже 80-90-х гг. 20 века, получила очень быстрое развитие. Тогда начале говорить о мемориальной памяти. MS – это трансмеждисциплинарная парадигма культурного анализа. О парадигме позволяет говорить то, что междисциплинарный подход позволяет разные явления культур поставить в определенную взаимосвязь, найти что-то общее. Во всех направлениях культуры имеется прошлое, его память. Эту память культура актуализирует. Между памятью о прошлом и современностью складывается сложное отношение. Современность подгоняет образы прошлого под себя, для себя. Образы прошлого не пассивны, они тоже влияют на культуру. Не всегда просто перебороть образы прошлого. И по сей день работают с ценностями, касающимися прошлого и функционализирующими сейчас. Истоки: рефлексия о памяти в истории человеческой жизни очень древняя тема. Она уходит в религиозно-мифологическое сознание. В античной философии – Платон, Аристотель «О памяти и припоминании», «О памяти забвении»; Блаженный Августин, христианская литература средневековья (помнить заповеди). В эпоху ренессанса происходило возвращение к античной памяти. В 18 веке появляется психология, начинается лабораторное испытание памяти. О памяти говорили как об индивидуальном явлении до конца 19 века. В первой трети 20 века, впервые о памяти начинают говорить в социально-культурном измерении. В 20-е количественная и социальная память. Память имеет социальное измерение. Понятие «количественная память» было введено Хальбваксом – в основе существования любой общности лежит количественное сознание. Количественное сознание нужно укреплять. Нужно актуализировать воспоминания о своих корнях.
Хольдвакс «Социальные рамки памяти» (1925г). Человек помнит в тех рамках, которые создаются и навязываются обществом, социальными группами, в которые индивид входит.
Хальбвакс показал: 1) память неразрывно связана с количественной идентичностью, поэтому образы прошлого никогда не остаются неизменными и постоянными, они связаны с текущим моментом. Образы прошлого меняются и трансформируются для идентичности. 2) память для того, чтобы быть социально значимыми, должна иметь внеиндивидуальную фиксацию. Количественная память существует виде мест, закрепляются значимые факты, события на определенных местах, могут быть худож.тексты, герои, скульптуры.
Выготский, Зинченко, Леонтьев «Культурно-историческая психология».
20-е годы 20-го века Аби Варбург «память передается не только в текстах, но и в образах», «культурная память передается изобразительными средствами».
С 80-х годов начинается ренессанс проблематики памяти, мемориальный бум. 1) Уходит опыт 2-й мировой войны, 2) актуализация памяти холокоста, 3) развитие технологии, электронная компьютерная техника, интернет, практически безграничное хранение информации, 4) кризис и распад социалистической системы, возвращение памяти героев репрессий, 5) глобализация. В науке 80-х пробуждается интерес к количественной памяти.
- 1. Многообразие подходов к определению «культура»: причины и варианты систематизации.
- 2 Культурология как междисциплинарная область знания: объект, предмет, методы, междисциплинарные связи.
- 3. Культурная антропология э. Б. Тайлора.
- 4. "Культурная морфология" о.Шпенглера.
- 5. Глобализация, мультикультурализм и теория культурной гибридизации.
- 6 Феномен субкультуры. Разновидности субкультур.
- 7. Контркультура: понятие, функции, динамика.
- 8. Исследования социальной и культурной памяти.
- 9. Национальная культура: понятие и характерные черты.
- 10. Этническая (народная) культура: понятие и основные черты. Традиция и ритуал.
- 11 Теория «культурно-исторических типов» н.Я. Данилевского.
- 12.Цивилизационная концепция а. Дж. Тойнби.
- 13. Философия культуры Гердера.