2.2.Пенсионный фонд – важнейший социальный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.
Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или в случае потери кормильца;
капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет средств Государственного бюджета СССР), и главной причиной его возникновения была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.
Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.
Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально Пенсионный фонд приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.
И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства Пенсионного фонда сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему Пенсионного фонда, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в Пенсионном фонде уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии 2, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:
федеральные государственные служащие;
военнослужащие;
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
участники Великой Отечественной войны;
нетрудоспособные граждане 3.
С 1 января 2002 года с принятием пакета законодательных актов в области пенсионного страхования начинается практическая реализация пенсионной реформы.
Теперь трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
страховой – дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные группы доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и направления их использования
Пенсии | Источник доходов Пенсионного фонда РФ | Части трудовой пенсии | Виды пенсий |
По обязательному пенсионному страхованию | Часть ЕСН, зачисляемая в доход федерального бюджета | Базовая | По старости По инвалидности По случаю потери кормильца 1 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ | Страховая | ||
Накопительная | |||
По обязательному пенсионному обеспечению | Средства федерального бюджета |
| За выслугу лет По старости По инвалидности Социальная пенсия |
1Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеет только страховую составляющую (см.: ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федеации») |
Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные с:
функционированием обязательного пенсионного страхования;
государственным пенсионным обеспечением;
дополнительным пенсионным обеспечением.
В настоящее время доходы Пенсионного фонда формируются за счет следующих источников:
отчислений от единого социального налога;
отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации;
доходов от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
средств федерального бюджета;
добровольных взносов физических лиц и организаций;
доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
сумм пеней и иных финансовых санкций;
других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:
по обязательному пенсионному страхованию;
по дополнительному пенсионному обеспечению;
по обязательному пенсионному обеспечению;
на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
по накопительной составляющей;
на оказание социальной помощи;
по пенсионному обеспечению безработных граждан.
Федеральным законом РФ № 184-ФЗ от 24.12.04г. «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» утвержден бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год по доходам в сумме 1177375 млн. рублей, по расходам в сумме 1125310,7 млн.рублей с превышением доходов над расходами в сумме 52064,3 млн. рублей (см. приложение 1 и 2).
Значительная часть расходов Пенсионного фонда занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).
- Содержание
- Введение
- 1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов
- 1.1. Понятие и роль внебюджетных фондов
- 1.2.Сущноcть и функции внебюджетных фондов
- 2. Особенности формирования внебюджетных фондов в российской федерации
- 2.1. Механизм и источники формирования внебюджетных фондов
- 2.2.Пенсионный фонд – важнейший социальный фонд
- 2.3. Место фонда социального страхования рф в системе социального обеспечения
- 2.4 Особенности формирования и использования средств фондов обязательного медицинского страхования в российской федерации
- 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской федерации
- 3.1. Дальнейшее развитие пенсионного фонда рф
- 3.2. Развитие фонда социального страхования
- 3.3.Направления развития медицинского страхования
- Заключение
- Библиографический список