2.3. Место фонда социального страхования рф в системе социального обеспечения
Фонд социального страхования РФ – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся часть социального страховании, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.
Фонд социального страхования РФ был создан в 1990 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и порядка финансового страхования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.
Доходы и расходы Фонда условно можно разделить на три части 4 (см. табл.3):
1) страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством или смертью;
2) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
3) предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
Таблица 3
Основные группы доходов Фонда социального страхования
Российской Федерации и направления их использования
Группы доходов | Основные виды выплат |
1 | 2 |
Единый социальный налог | Пособие по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи Пособие по беременности и родам Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности Пособие при рождении ребенка Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Пособие на погребение Расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей |
Окончание таблицы 3
Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания Единовременное пособие Ежемесячное пособие Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией |
Средства федерального бюджета | Оплата льгот при выплате пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны |
Доходы Фонда социального страхования РФ с 2001 г. Формируются посредством следующих поступлений:
отчислений от единого социального налога;
отчислений от сельхозналога;
отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
отчислений от единого налога на вмененный доход;
страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
прочих поступлений.
Расходы Фонда социального страхования РФ направляются на:
1) выплату пособий:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении ребенка;
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
социального пособия на погребение;
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Доходы и расходы Фонда социального страхования условно можно разделить на три части (Приложение 3).
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Федеральным законом РФ № 202-ФЗ от 24.12.04г. «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» утвержден бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год по доходам в сумме 185514,7 млн. рублей, по расходам в сумме 190798,6 млн.рублей с превышением расходов над доходами в сумме 5283,9 млн. рублей (см. приложение 3 и 4).
Плательщиками взносов являются:
организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на
работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
От уплаты взносов в Фонд социального страхования освобождены:
Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Особенностью функционирования Фонда социального страхования РФ является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.
- Содержание
- Введение
- 1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов
- 1.1. Понятие и роль внебюджетных фондов
- 1.2.Сущноcть и функции внебюджетных фондов
- 2. Особенности формирования внебюджетных фондов в российской федерации
- 2.1. Механизм и источники формирования внебюджетных фондов
- 2.2.Пенсионный фонд – важнейший социальный фонд
- 2.3. Место фонда социального страхования рф в системе социального обеспечения
- 2.4 Особенности формирования и использования средств фондов обязательного медицинского страхования в российской федерации
- 3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской федерации
- 3.1. Дальнейшее развитие пенсионного фонда рф
- 3.2. Развитие фонда социального страхования
- 3.3.Направления развития медицинского страхования
- Заключение
- Библиографический список