5.3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
Фонды обязательного медицинского страхования – это внебюджетные фонды, созданные для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.
Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991г. №1499-1 (введён в полном объёме с 1 января 1993г.). Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности застрахованных лиц, государства, предприятия в охране здоровья работников.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, которое обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств обязательного медицинского страхования в объёмах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования созданы Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования, как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Управление Фондами осуществляется коллегиальным органом правления и постоянно действующим исполнительным органом – директором. Состав правления федерального фонда утверждается Правительством РФ, а состав правления территориального фонда утверждается местными законодательными органами.
Основные задачи Федерального фонда ОМС:
осуществляет финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счёт средств ОМС;
обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;
разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на ОМС. Выделяет средства территориальным фондам, в том числе, на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС;
осуществляет совместно с территориальными фондами и органами государственной налоговой службы контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в ФОМС;
осуществляет контроль совместно с территориальными фондами за рациональным использованием финансовых ресурсов в системе ОМС;
участвует в разработке базовой программы ОМС граждан;
участвует в международном сотрудничестве по вопросам ОМС.
Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Источники формирования Федерального фонда ОМС:
страховые взносы работодателей в виде отчислений ЕСН в размере 1.1% с 01.01.06;
взносы территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;
доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
нормированный страховой запас финансовых средств федерального фонда;
другие поступления финансовых средств, не запрещенные законодательством РФ.
Бюджет ФФОМС на 2008г.: доходы 123,24 млрд. руб., расходы 123,24 млрд. руб.
Основу доходов Федерального фонда ОМС составляют страховые взносы – свыше 95% (за счет ЕСН).
Большая часть расходов ФФОМС идет на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС и финансирование программ по обязательному медицинскому страхованию, путем предоставления им субвенций. Распределение субвенций территориальным фондам ОМС осуществляется с применением Положения о порядке предоставления фондом субвенций территориальным фондам ОМС субъектов РФ.
Около 10% бюджета ФФОМС используется на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня.
Задачи Территориального фонда ОМС
Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Средства фондов используются на следующие цели:
обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан в системе ОМС;
обеспечение всеобщности ОМС;
достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
осуществление финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями (страховщиками), имеющими соответствующие лицензии;
осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;
предоставление кредитов, в том числе и на льготных условиях, страховщикам при дефиците у них финансовых средств;
разработка правил ОМС граждан на соответствующей территории;
осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан;
согласование с органами исполнительной власти и профессиональными медицинскими ассоциациями тарифов и стоимости медицинской помощи.
Территориальный фонд ОМС выполняет также и другие задачи.
Источники формирования Территориального фонда ОМС:
страховые взносы хозяйствующих субъектов (работодателей) в виде отчислений ЕСН в размере 2%;
средства территориальных бюджетов;
добровольные взносы юридических и физических лиц;
доходы от использования временно свободных финансовых ресурсов;
нормированный страховой запас финансовых средств;
средства, взыскиваемые со страхователей медицинских учреждений, юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессивных требований (штрафы и др.);
другие поступления финансовых средств.
Наиболее крупными статьями доходов являются страховые взносы работодателей и страховые платежи на неработающее население.
При обслуживании гражданина Фондом ОМС ему выдается по месту работы (жительства) страховой полис. Благодаря этому, каждый человек имеет право на медицинские услуги:
гарантированное предоставление минимума медицинских услуг в поликлинике и стационаре;
выбор участкового врача в поликлинике, за которым он будет закреплен;
больничную палату (4-8 человек), в случае госпитализации;
лечащего врача и обслуживающий медицинский персонал, если он попадёт в стационар;
прикрепление поста по индивидуальному уходу в соответствии с медицинскими указаниями и другие услуги.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое внебюджетные фонды и какова их роль?
2. Какие виды внебюджетных фондов вы знаете? Чем объяснить их
многообразие?
3. Назовите основные государственные социальные внебюджет-
ные фонды, существующие в РФ.
4. Что такое единый социальный налог и каковы основные прин-
ципы его взимания?
5. Какие социальные расходы финансируются за счет средств
Пенсионного фонда РФ?
6. Какие функции выполняет Фонд социального страхования
РФ?
7. Назовите основных участников системы обязательного меди-
цинского страхования в РФ.
8. Какую роль в системе государственных финансов играют спе-
циальные внебюджетные фонды?
- О.Н. Зубова
- Учебное издание
- Глава 1. Финансы и финансовая политика государства 5
- Глава 1. Финансы и финансовая политика государства
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в социально – экономическом развитии страны
- Роль финансов в социально- экономическом развитии страны
- Финансовый механизм
- 1.2. Финансовая система: характеристика сфер и звеньев
- Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств) финансовых учреждений (посредников) сша
- 1.3. Финансовая политика: содержание и роль на современном этапе развития государства
- Типы финансовой политики
- Современная финансовая политика
- Бюджетная политика
- Налоговая политика
- Глава 2. Управление финансами и финансовый контроль
- 2.1. Органы управления финансами
- Президентский финансовый контроль
- 2.2. Финансовый контроль: виды, формы, методы и задачи
- Виды финансового контроля
- Глава 3. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 3.1. Бюджетное устройство и его типы
- 3.2. Бюджетный федерализм
- 3.3. Основы межбюджетных отношений
- Этапы реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации
- Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
- Глава 4. Государственный бюджет
- 4.1. Роль и функции государственного бюджета
- Бюджетная классификация
- 4.2. Доходы федерального бюджета, регионального и местных бюджетов
- Налоговые доходы федерального бюджета
- Неналоговые доходы федерального бюджета
- Глава 5. Внебюджетные фонды
- 5.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов
- Особенность российских внебюджетных фондов
- 5.2.Пенсионный фонд рф
- 5.2.Фонд социального страхования рф
- 5.3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
- Глава 6. Государственный кредит
- 6.1. Социально-экономическая сущность государственного кредита
- 6.2. Управление государственным кредитом
- 6.3. Государственный долг и виды государственных займов
- Управление государственным долгом
- Глава 7. Финансы предприятий
- 7.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 7.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств
- 7.3. Основной капитал предприятия: экономическое содержание, состав, источники финансирования, методы оценки
- 7.4. Оборотный капитал предприятия: экономическое содержание и основы
- Оборотные средства предприятия
- 7.5. Планирование себестоимости и выручки от реализации. Классификация затрат
- Состав затрат
- 7.6. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование и использование прибыли
- 7.7. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, виды и методы
- 7.8. Анализ финансового состояния предприятия
- Неплатежеспособность (банкротство) предприятия. Программа финансового оздоровления
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы и кредит