Бизнес-план предприятия
В отличие от западных стран бизнес-планирование России имеет ряд особенностей.
Экономическая и социальная ситуации, в которых работают Российские предприятия, не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методики разработки бизнес-плана. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям функционирования. Российское законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана.
Для большинства Российских предприятий – это новый документ. Большинство предприятий в качестве альтернативы бизнес-плана разрабатывают краткое технико-экономическое обоснование.
Такая позиция не может являться достаточной для получения инвестиций под конкретные проекты. Условия рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования.
Зарубежный опыт и опыт ряда отечественных предприятий показывают, что бизнес-план составляет сама жизнь.
Значительное число указов и законодательных актов формируют деловую среду предпринимательства, а функционирование в ней предполагает разработку бизнес плана для получения финансирования, а в кризисных условиях – для финансового оздоровления – санирования.
Бизнес-планирование охватывает весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг, организация, экономика, учет, финансы, персонал).
Разработчик бизнес-плана должен обладать знаниями во всех этих отраслях.
Бизнес-план служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций и решает следующие задачи:
Оценивает жизнеспособность и устойчивость предприятия
Снижает риск предпринимательской деятельности
Конкретизирует перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития
Создает основу для привлечения внимания интереса и поддержки со стороны потенциальных инвесторов.
Бизнес-план является основой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами и кредиторами, банками, органами государственной власти и управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать деятельность, предусмотренную планом.
Бизнес-план имеет четко определенные временные рамки, по истечении которых достигнуты цели и решены задачи, обеспечена окупаемость капиталовложений.
В разработке бизнес-плана можно выделить 6-7 этапов:
Первый этап заключается в методическом обеспечении планирования, т.е. необходимо иметь методику, согласно которой будет разрабатываться документ. Единые методики разработки бизнес-плана не существует. Методику бизнес плана может подавать кредитор, инвестор вместе с пакетом необходимых документов. Структура бизнес-плана может быть различной относительно названий основных разделов.
На втором этапе определяется цель, перечень проблем, которые необходимо решить; определение целевого инвестора – это могут быть отечественные кредитные организации, занимающиеся финансированием развития, крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли, в регионе или в других регионах. В оценке возможных инвесторов финансирования:
Во-первых обычно полагают, что круг инвесторов и кредиторов весьма ограничен
Во-вторых считают, что внутренние возможности финансирования на предприятиях отсутствует множество источников капитала и предприятия располагают немалыми внутренними источниками инвестиционных ресурсов – это амортизационные фонды и чистая прибыль, которыми необходимо эффективно управлять
- Прогнозирование и бизнес-планирование
- Закон Костромской области о прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах
- Бизнес-план предприятия
- Установление общей структуры создаваемого документа. Структура бизнес-плана может включать следующие разделы:
- Проведение экспертизы плана, рассмотрение утверждение и представление инвесторам или кредиторам
- Методы планирования годового фонда з/п по предприятию