logo
6) Прогнозирование и бизнес

Бизнес-план предприятия

В отличие от западных стран бизнес-планирование России имеет ряд особенностей.

Экономическая и социальная ситуации, в которых работают Российские предприятия, не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методики разработки бизнес-плана. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям функционирования. Российское законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана.

Для большинства Российских предприятий – это новый документ. Большинство предприятий в качестве альтернативы бизнес-плана разрабатывают краткое технико-экономическое обоснование.

Такая позиция не может являться достаточной для получения инвестиций под конкретные проекты. Условия рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования.

Зарубежный опыт и опыт ряда отечественных предприятий показывают, что бизнес-план составляет сама жизнь.

Значительное число указов и законодательных актов формируют деловую среду предпринимательства, а функционирование в ней предполагает разработку бизнес плана для получения финансирования, а в кризисных условиях – для финансового оздоровления – санирования.

Бизнес-планирование охватывает весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг, организация, экономика, учет, финансы, персонал).

Разработчик бизнес-плана должен обладать знаниями во всех этих отраслях.

Бизнес-план служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций и решает следующие задачи:

Бизнес-план является основой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами и кредиторами, банками, органами государственной власти и управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать деятельность, предусмотренную планом.

Бизнес-план имеет четко определенные временные рамки, по истечении которых достигнуты цели и решены задачи, обеспечена окупаемость капиталовложений.

В разработке бизнес-плана можно выделить 6-7 этапов:

  1. Первый этап заключается в методическом обеспечении планирования, т.е. необходимо иметь методику, согласно которой будет разрабатываться документ. Единые методики разработки бизнес-плана не существует. Методику бизнес плана может подавать кредитор, инвестор вместе с пакетом необходимых документов. Структура бизнес-плана может быть различной относительно названий основных разделов.

  2. На втором этапе определяется цель, перечень проблем, которые необходимо решить; определение целевого инвестора – это могут быть отечественные кредитные организации, занимающиеся финансированием развития, крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли, в регионе или в других регионах. В оценке возможных инвесторов финансирования: