Специфика антимонопольного регулирования экономики в рф
Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Федеральная антимонопольная служба РФ используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.
Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергся значительной переработке в 1995 г.
Законодательство:
Конституция РФ;
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1;
издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения правительства.
ФЗ РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ;
ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 36-ФЗ;
ФЗ РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.
Система антимонопольного регулирования экономики включает:
понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;
определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
1. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В 2002 г. в России доминирующим признавалось положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров.
2. Виды монополистической деятельности, представляющие злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:
изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
принуждение к заключению «связанных контрактов»;
нарушение установленного порядка ценообразования;
создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
установление монопольно высоких (низких) цен;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.
3. Перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:
распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца.
4. В РФ главный антимонопольный орган – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). К основным её задачам относятся:
содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.
ФАС осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.
5. Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.
Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т. д. Согласно Федеральному закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В России применяются следующие методы регулирования естественных монополий:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом субъектом естественной монополии.
Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг.
Субъекты государственной монополии в ФР - государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности.
Виды государственной монополии:
денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая ЦБ РФ,
некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров),
раньше производство и сбыт алкогольной продукции и др.
Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма.
- Система планово-прогнозных документов страны
- Бюджетное регулирование экономики страны Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики
- Структура государственного бюджета
- Основы построения бюджетной системы страны
- Бюджет развития как важная составная часть федерального бюджета
- Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета
- Бюджетный процесс
- Внебюджетные фонды
- Государственный долг как инструмент грэ Понятие государственного долга
- Государственный долг как инструмент грэ
- Налоговая политика государства Налоги и их функции
- Виды налогов
- Инструменты воздействия налоговой системы на экономику
- Денежно-кредитное регулирование экономики Денежно-кредитная политика
- Регулирование денежного обращения
- Закон денежного обращения
- Методы регулирования денежно-кредитного обращения
- 2). Политика учетной ставки (дисконтная политика)
- Институты, занимающиеся проведением денежно-кредитной политики
- Антиинфляционная политика государства
- Виды инфляции
- 1. В зависимости от факторов, обусловливающих инфляцию
- 2. По форме проявления
- 3. В зависимости от темпа роста цен
- Основные методы борьбы с инфляцией
- 2. Денежные реформы:
- Валютное регулирование экономики
- Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- Органы и агенты валютного контроля в рф
- Регулирование обменного (валютного) курса
- Формирование конкурентной среды. Антимонопольное регулирование Типы рыночных стуктур
- Модели антимонопольного регулирования:
- Специфика антимонопольного регулирования экономики в рф
- Государственное регулирование рынка труда
- Государственное регулирование занятости
- Институты по обеспечению эффективной занятости
- Содействие занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости
- Социальная политика
- Понятие социальной сферы экономики
- Отрасли социальной сферы экономики
- Уровень жизни и ее качество
- Доходы, расходы, потребительский бюджет человека и семьи
- Социальная защита и поддержка населения
- Социальное обеспечение и социальная помощь
- Социальная реабилитация
- Институты, ответственные за проведение социальной политики в рф
- Миграция населения как социальный фактор устойчивого развития
- Виды миграции населения
- Внутренняя миграция
- Внешняя миграция
- Вынужденная миграция
- Внешняя трудовая миграция
- Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны
- Незаконная миграция
- Государственное регулирование международной миграции
- Государственное управление в области миграционной политики рф
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (вэд)
- Органы регулирования вэд
- Инструменты регулирования вэд