logo
лекция -ФиК Часть 1

Вопрос 19 (18). Доходы, расходы и прибыль коммерческих организаций

Прибыль = Доходы – Расходы – Налог на прибыль 20% (24%) = ЧП (нераспределенная прибыль)

Отсюда могут образовываться фонды: фонд накопления, фонд потребления, фонд резервный, но они должны иметь целевые направления и все это Чистая прибыль.

Прибыль – это конечный финрезультат предпринимат. деят. Как экономической категории ей присущи 3 функции:

  1. функции экономического показателя, характеризующего финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия;

  2. стимулирующая, проявляющаяся в процессе распред и использ прибыли;

  3. функция основного источника формирования финансовых ресурсов предприятия: собственный источник уставного капитала, прибыль, амортизационный фонд, заемные кредиты и ссуды, привлеченные – мобилизованные на финансовом рынке (от акций, облигаций, ценных бумаг и т.д.).

На величину прибыли произв-венной деятельности оказывают влияние факторы субъективные и объективные, т.е. не зависящие от деят хозяйствующего субъекта.

Субъективные факторы – это организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентноспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы – это уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, установленные законодательством, конъюнктура рынка.

Фонд накопления используется на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, на конструкторские и технологические работы, на освоение новых видов продукции.

Фонд потребления – используется на социальное развитие и социальные нужды (премии, санаторно-курортные учреждения и т.д.).

Резервный фонд – его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

В отличие от прибыли, показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности.

Рентабельность – относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия.

В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

  1. Рентабельность всей реализованной продукции определяется как:

1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализации

2) процентное отношение чистой прибыли к затратам на ее производство и реализацию.

  1. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости и определяется как процентное отношение цены реализации единицы продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы продукции.

Эти показатели отражают эффективность затрат организации.

  1. Рентабельность продаж можно определить как:

1) процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции;

2) процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;

3) процентное отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

Эти показатели дают представление об эффективности ценовой политики организации.

  1. Рентабельность производственных активов определяется как:

1) процентное отношение валовой прибыли к сумме производственных активов;

2) процентное отношение чистой прибыли к сумме производственных активов.

Эти показатели характеризуют степень отдачи от вложенных в производство активов.

  1. Рентабельность вложений определяется как:

1) процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества по балансу;

2) процентное отношение чистой прибыли к стоимости имущества по балансу;

3) процентное отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества по балансу.

Показатели характеризуют эффективность продаж на рубль вложений в имущество организации;

4) процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственных средств по балансу организации, отражающее рентабельность собственного капитала;

5) процентное отношение доходов от долговременных финансовых вложений к общему объему долгосрочных финансовых вложений.

Этот показатель отражает эффективность долгосрочных вложений.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, при принятии управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. Они являются одним из индикаторов конкурентоспособности предприятия.