logo
лекция -ФиК Часть 1

Вопрос 3. Финансовая система. Характеристика ее элементов

Финансовые категории – обладают определенными признаками, функциями, задачами, ролью и целью функционирования.

Например, налоги имеют 2 основные функции и выступают важнейшим инструментом воздействия на экономические и социальные процессы.

Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками: бюджет или финансы домохозяйств.

Бюджет как финансовое звено объединяет такие категории, как налоги, государственный кредит и государственные расходы.

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела и международного денежного оборота сопровождае5тся изменениями финансовых отношений. Это обусловило появление более высокой ступени развития финансовых отношений, финансовых сфер (централизованных и децентрализованных), отличающихся особыми формами формирования использования, управления, но тесно взаимосвязанных между собой.

Финансовая система – совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое.

По сложности различают:

  1. односторонние денежные потоки;

  2. двусторонние денежные потоки;

  3. многосторонние денежные потоки.

Финансам присущи односторонние денежные потоки. Двусторонние денеж-ные потоки встречаются в категории кредит.

Централизованные финансы – важнейшая часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным Кодексом функционирующим с 01 января 2000 года объединяются в бюджетную систему.

Действующая бюджетная система РФ 3-х уровневая, в соответствии с Конституцией РФ, в ее состав входят:

  1. Федеральный бюджет;

  2. Бюджеты субъектов РФ;

  3. Местные бюджеты + территориальные внебюджетные формы.

Бюджеты являются финансовой основой государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет – это статистический сводных бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетные системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развития науки и техники и межотраслевое, межтерриториальное перераспределение средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль, на его долю приходится около 60% всех доходов консолидированного бюджета.

Источники – фонды (медицинские, социальные, пенсионные).

Децентрализованные финансы – основа финансовой системы, поскольку именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны (см. схему 2.).

Решающую роль играют финансы коммерческих предприятий, основной принцип деятельности которых является самофинансирование.

Некоммерческие организации – благотворительные, религиозные, различные добровольные союзы и фонды, создаваемые для достижения определенных целей. Их финансовые ресурсы формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей и бюджетных средств.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домохозяйств, которые имеют исключительно важное значение в создании ВВП и национального дохода и регулировании платежного спроса страны.

Финансовые системы, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. По ориентировочным данным в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится 60% ресурсов свободного финансового баланса, а на долю децентрализованных около 40%.

Финансовые системы развитых зарубежных стран в основном ограничиваются бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами.

В унитарных государствах (Англия, Франция, Япония) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды.

В федеративных государствах (США, Германия, Швейцария) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федераций. Все бюджеты изолированы друг от друга. Так в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние к федеральному бюджету. Среди внебюджетных фондов решающую роль играет фонд национального страхования, предназначенный для социальной поддержки населения США.

«26» февраля 2009 г.