logo
Ekonomicheskaya_sushnost_i_funktsii_finansov (1

Роль ипотечного кредитования в современной рыночной экономике

Проблема недостаточной обеспеченности жильем остается острейшей социальной проблемой в России.  Современная государственная политика, наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения расставляет новые акценты, концентрируя усилия и средства на направлениях, обеспечивающих решение жилищных проблем большей части работающего населения, располагающего средними доходом, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации.  Основным способом решения жилищной проблемы этой части населения должно стать долгосрочное ипотечное кредитование.  Несмотря на создание благоприятных условий для функционирования ипотечной системы (отчисления в бюджет, разработка и принятие законодательных актов), на пути развития российской ипотечной системы возникают препятствия, которые необходимо преодолевать.  Существующая макроэкономическая ситуация, характеризующаяся слабым развитием кредитной системы, низкими доходами и, соответственно, недостаточным платежеспособным спросом граждан на жилье, а также практически отсутствие накоплений, вызвали необходимость поиска рациональных путей решения этих задач на уровне властей субъектов Федерации, местного самоуправления, компаний (в частности, строительных).  Таким образом обостряется проблема долгосрочного кредитования граждан с целью приобретения ими жилья. 

Об актуальности этой проблемы говорит, в частности, тот факт, что российские регионы начали реализовывать свои собственные ипотечные программы, каждая из которых строится по местным стандартам и различным схемам. При этом региональные структуры, не обладая достаточным опытом, испытывают острую необходимость в методической и практической помощи при развитии рынка ипотечного кредитования. Существенной проблемой внедрения ипотечного кредитования остается внедрение программы по классической схеме без учета местных правовых, экономических, социальных и других условий и особенностей регионов.  Попытка внедрять в практику ипотечное кредитование наталкивается на определенные препятствия. Банки испытывают давление мощных факторов риска:  - риск процентной ставки (неопределенность толчков инфляции);  - риск посреднической деятельности (возможность отзыва денег из банка его вкладчиками или кредиторами);  - риск невозврата кредита заемщиком;  - нехватка длинных дешевых кредитных ресурсов;  - слабость законодательной базы. 

47. Коммерческий кредит. Вексельный оборот

Кругооборот средств предприятия в процессе производства продукции, услуг и других видов коммерческой деятельности часто сопровождается временным недостатком финансовых ресурсов - покупатель продукции по разным причинам не может своевременно рассчитаться с поставщиком. Тогда возникает потребность в отсрочке платежа, т.е. в коммерческом кредите.

Коммерческий кредит - это одна из первейших форм кредитного отношения в экономике, именно он породил вексельное обращение и тем самым оказывал содействие развитию безналичного денежного обращения. Основная цель коммерческого кредита - ускорение процесса реализации товаров и получение заложенной в них прибыли.

Коммерческий кредит - это соответствующее кредитное соглашение между двумя предприятиями - продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком). Инструментом коммерческого кредита традиционно есть вексель, который определяет финансовые обязательства  заемщика относительно кредитора.

Процент за коммерческий кредит входит в цену товара и сумму векселя и, как правило, есть меньшим, чем за кредит банковский. Погашение кредита может осуществляться: - уплатой по векселю; - передачам векселя соответственно действующему законодательству другому юридическому лицу; - переоформлением коммерческого кредита на банковский.

Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского: - в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а юридические лица, которые связаны с производством или реализацией товаров и услуг; - он предоставляется только в товарной форме; - заемный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что нашло практическое воплощение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, которые объединяют предприятия разной специализации и направлений деятельности.

Векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или указанного в векселе плательщика (переводный вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Таким образом, вексель представляет собой безусловное, абстрактное, строго формальное обязательство или приказ уплатить определенную денежную сумму. Основными участниками вексельных правоотношений являются векселедатель, векселедержатель и плательщик. В зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю – векселедатель или третье лицо – различают две разновидности векселей: простой и переводный.

48. Необходимость и сущность государственного кредита

Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Гос кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Оформление гос займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют гос и местные займы.

Гос займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности гос займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

З зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что гос ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора.

14 Внутрифирменный финансовый контроль

Внутрифирменный( внутрихозяйственный,корпоративный) контроль относится к негосударственному виду финансового контроля.

Внутрифирм. Контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, фин. Отделом, службой фин. Менеджмента – за финансово- хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних компаний.

Внутрифирм контроль можно разделить на :

-оперативный( производится глав.бухом в процессе повседневной хозяйственно- финансовой деятельности с помощью четкой организации бух.учета и контроля за движением денежных стредств. Подпись главбуха обязательна на всех документах. Он отвечает за соблюдение гос фин дисциплины и фин законодательства.)

-стратегический( предполагает разработку оптимальных решений по использованию фин ресурсов и сложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимилизацию прибыли)

16 Принципы организации и государственное регулирование финансов

Принципы, на основе которых функционируют финансы экономического субъекта:

1) экономическая самостоятельность. Предприятия независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли. Кроме основной деятельности, могут осуществляться финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в создании уставных капиталов других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков. Отдельные стороны деятельности предприятия регулируются государством: уплата налогов, начисление амортизации по установленным нормам и т. д.;

2) самоокупаемость – основополагающий принцип, при котором предполагается полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией, и получение прибыли;

3) самофинансирование – необходимость возмещения за счет собственных источников предприятия не только расходов на текущую деятельность, но и затрат на капитальные вложения, финансирование социально-экономического развития, расходов будущих периодов и т. д. При временной недостаточности собственных средств потребность в них может быть покрыта за счет ссуд банка и коммерческого кредита;

4) материальная заинтересованность определяется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Интересы и государства, и работников могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия. Реализация принципа обеспечивается стимулирующей системой налогообложения, высоким уровнем заработной платы, процентов и дивидендов по ценным бумагам;

5) материальная ответственность определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми внебюджетными фондами, банками и другими экономическими субъектами. Для предприятия реализуется в виде штрафов, пеней, неустоек, взимаемых при нарушении условий договоров либо законодательства. При наличии у экономического субъекта долга свыше 100 тыс. руб., если по времени задолженность превышает 3 месяца с даты исполнения, то к нарушителям может быть применена процедура банкротства;

6) обеспечения рисков за счет финансовых резервов;

7) соотношение финансового планирования и коммерческого расчета;

8) необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (проявляется через анализ финансовых показателей, контроль за уплатой налогов и т. д.). Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия.

Необходимо учитывать:

1) сферу деятельности (материальное или нематериальное производство);

2) отраслевую принадлежность;

3) виды деятельности (экспортная или импортная);

4) организационно-правовую форму.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики.

Единого мнения о степени воздействия государства на финансы, методы и формы воздействия, на практическое их применение в российской экономической науке нет. С одной стороны, экономическая роль государства представляется как проявление в регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функциях. С другой стороны, государственное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов.

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами представляет собой сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. В настоящее время целью государства является построение социально ориентированного рыночного хозяйства. Задачами государства являются:

Для достижения этих целей используются разнообразные финансовые инструменты, такие как дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты. С целью совершенствования управления общественными финансами Министерство финансов РФ выступило официальным инициатором нормативного закрепления понятия «лучшая практика». Под этим понимается третий уровень регулирования и управления региональными и муниципальными финансами на основе добровольных стандартов, составленных с учетом лучшего опыта работы финансовых органов. При использовании кодекса лучшей практики главный упор будет сделан на усиление самоконтроля территориальных органов власти и повышение их заинтересованности в экономном и целевом использовании всех денежных средств, а в первую очередь – бюджетных ресурсов.

18 Прибыль и рентабельность коммерческой организации ( 282)

Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов (тов и услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции(т и у).Различают прибыль:

- от реализации продукции(исличляется в коммерческой организации как разница между доходами от реализации продукции в действующих ценах (без НДС,акциза) и суммой расходов на ее производство и реализацию в денежном выражении)

-балансовая прибыль( слагается из финансового результата от реализации продукции,реализации основных средств и иного имущества организации и сальдо сумм внереализационных операций. Используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста за период и определения общей рентабельности)

- Чистая прибыль ( прибвль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и сборов и используемая на развитие производства, образование денежных фондов и соц нужды) – налогооблагаемая прибыль ( равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму доходов, не учитываемых при определении налоговой базы и увеличенной на сумму расходов, не учитываемых при налогообложении)

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат в сумме, которая, являясь абсолютной величиной, еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финн хоз деятельности применяется показатель рентабельности,характеризующий прибыльность по уровн.Для определения рентабельности использую балансовую прибыльность. Различают рентабельность продукции и рентабельность активов.

Рентабельность предприятия рассчитывается как отношение балансовой прибыли к объму реализуции продукции или к общим затратам на производство, или к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств.

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение суммы прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к полной себестоимости продукции.

Рентабельность активоврассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата( прибыль минус убыток) и итога актива баланса

Основными факторами роста прибыли и рентабельности являются:

- увелечение доходов от реализации продукции

- снижение расходов и себестоимости продукции

19 Оборотный капитал коммерческой организации

Оборотный капитал (англ. working capital, circulating capital) — элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в затраты на создание нового продукта (например, материалы; сырье; изделия, предназначенные для продажи; деньги).

Оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.

Оборотные средства, также называемые оборотным капиталом — те средства, которые компания использует для осуществления своей повседневной деятельности, целиком потребляемые в течение производственного цикла. Их обычно делят на товарно-материальные ценности и денежные средства.

К ним относятся:

Запасы (активы)

сырьё, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, запчасти

затраты в незавершённом производстве

готовая продукция и товары

расходы будущих периодов

НДС по приобретённым ценностям

Дебиторская задолженность (<12 мес.)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства на счетах и в кассе

Прочие оборотные активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)

Классификация оборотных средств

Оборотные производственные фонды (оборотные средства в сфере производства и в процессе производства)

Производственные запасы: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, вспомогательные материалы, МБП (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы по остаточной стоимости)

Средства в процессе производства: незавершенное производство, полуфабрикаты собственной выработки

Расходы будущих периодов

Фонды обращения (оборотные средства обращения)

Нереализованная продукция: готовая продукция на складах предприятия, отгруженная, но ещё не оплаченная продукция, товары для перепродажи

Денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, ценные бумаги, прочие денежные средства, расчеты с другими предприятиями и организациями

20 Амортизационная политика. Переоценка основных фондов

Амортизация - это процесс постепенного перенесения стоимости основных средств по мере износа на производимую продукцию, превращая ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных средств. По экономической сущности амортизация - это денежное выражение части стоимости основных средств, перенесенных на вновь созданный продукт.

Амортизационный фонд - особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства основных средств. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов, замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости.

В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.

Амортизационную политику предприятия определяют из экономической стратегии, состава основных фондов, методов оценки стоимости амортизирующих объектов, уровня инфляции и др. Амортизируемым имуществом предприятия является большинство видов основных средств (за исключением земли), а также нематериальные активы. Основные средства принимаются на баланс предприятия по их первоначальной стоимости, куда также входит стоимость транспортировки и монтажных работ, после чего из них вычитается амортизация, т.е. получается остаточная стоимость. Амортизационные отчисления (амортизационный фонд) - это главная составляющая финансового обеспечения воспроизводства основных средств. Характеристикой качества управления оборотом основного капитала выступают:

· величина основных фондов и ее динамика;

· степень соответствия величины амортизационного фонда стоимости основных средств;

· оптимальность структуры;

· своевременность замены;

· эффективность использования;

· другие коэффициенты движения, состояния, структуры и пр.

Задачами амортизационной политики организации являются:

1. Оценка и переоценка амортизируемого имущества. Для правильного начисления амортизационных отчислений определяющее значение имеет оценка и переоценка амортизируемого имущества.

Переоценка может осуществляться двумя способами:

индексным методом, при котором восстановительная стоимость объектов основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент, разработанный Госкомстатом Российской Федерации;

методом прямого пересчета, при котором переоценка основных средств производится на основе экспертных заключений, базирующихся на состоянии уровня цен на аналогичные объекты;

2. Определение сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов;

3. Выбор и обоснование методов начисления амортизации;

4. Обеспечение целевого использования амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, после ее реализации поступают на расчетный счет организации в составе выручки;

5. Предотвращение чрезмерного физического и морального износа амортизируемого имущества;

6. Определение необходимого объема обновления внеоборотных активов. Каждая организация осуществляет определенную воспроизводственную политику, направленную на обеспечение производства основными средствами в необходимом количестве и соответствующего качества;

7. Выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств. Важным моментом в разработке амортизационной политики организации является выбор формы, в которой будет осуществляться воспроизводство основных фондов, поскольку эффективность реализации тех или иных проектов, а также необходимые финансовые ресурсы для их осуществления отличаются достаточно существенно.

21 Организация расчетов на предприятии ???

  1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть, дано: -        путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств; -        в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт). 2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. 3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. 4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по cвoему усмотрению. Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускаются. 5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электроном видах. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа и код формы; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета в банке; наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских, счетов банков; наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика; назначение платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; очередность платежа; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

24 как фактор оздоровления хозяйствующего субъекта ??

Актуальность исследования факторов, влияющих на финансовую состоятельность предприятий, причины и процедуры банкротства обусловлена тем, что в настоящее время российская экономика находится под воздействием ряда негативных моментов: кризис неплатежей, неэффективность управления, изношенное оборудование. Отсутствие инвестиционных вливаний в экономику ставит под вопрос само существование ряда предприятий. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. Некоторое улучшение, наблюдаемое в отечественной промышленности по объемным показателям, пока не сопровождается заметным улучшением платежной дисциплины. Размеры просроченной кредиторской задолженности продолжают увеличиваться.

Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.

В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры банкротства. Закон определяет (ст.27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

На основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается в следующем:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом №127-ФЗ;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

7) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

8) наступление иных правовых последствий финансового оздоровления в соответствии с Законом №127-ФЗ.

Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон № 127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:

1) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

2) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

3) замещение активов должника.

30 Реформирование межбюджетных отношений

Особое место в системе мер по реформированию межбюджетных отношений отводится внесенным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 4 января 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.

В конце 1991 г. начинается первый этап реформирования межбюджетных отношений в России, который продлился до 1994 г. Этот период можно назвать периодом «стихийной» децентрализации прежней бюджетной системы, или этапом «стихийного федерализма». В конце 1991 г. были приняты законы «Об основах налоговой системы в РСФСР» и «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», заложившие фундамент многоуровневой бюджетной системы и обеспечивавшие резкое расширение налогово-бюджетной автономии региональных и местных властей. Однако в условиях экономического и политического кризиса объективно необходимая децентрализация межбюджетных отношений осуществлялась путем компромиссов между центром и регионами.

Принятие в конце 1993 г. новой Конституции России и упрочение позиций федерального центра привели к упорядочению межбюджетных отношений и началу нового, второго этапа их развития. Этот этап начался в 1994 г. и продлился до 1998 г.

Главным достижением этого этапа явилось создание в 1994 г. Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого впервые стали распределяться на основе использования специальной формулы. При этом были расширены налоговые полномочия региональных и местных органов власти и одновременно начался процесс легализации (в форме договоров и соглашений) ранее неформальных двухсторонних договоренностей между федеральным центром и наиболее влиятельными субъектами Федерации.

В 1998 г. Правительством РФ была подготовлена и принята «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг.». Именно эта концепция послужила основой нового, третьего этапареформирования межбюджетных отношений в России.

Основной целью принятой в 1998 г. «Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг.» стал поэтапный переход к принципиально новой методике распределения трансфертов ФФПР, основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий.

Концепцией устанавливалось, что реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать: повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации; выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней; создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

В августе 2001 г. Правительство РФ приняло новую Программу развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г., в которой был намечен новый этап реформирования бюджетной системы. Поэтому с 2001 г. начинается четвертый этап реформирования межбюджетных отношений, который длится и сегодня. Главная цель этого этапа состоит в формировании и развитии бюджетного устройства, позволяющего проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

Реформирование системы межбюджетных отношений на современном этапе должно обеспечить:

• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

• заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и регулирующих;

• повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;

• сокращение дотационности территориальных бюджетов за счет минимизации встречных финансовых потоков;

• применение в межбюджетном регулировании единых для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;

• распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, отстающих по объективным причинам, для соблюдения минимальных государственных социальных гарантий;

• обязательность компенсаций бюджетам недостающих средств при уменьшении их доходов или увеличении расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня;

• недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств;

• взаимную ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

• наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

• ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений.

34 Нефтегазовые доходы федерального бюджета

1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

36 Резервный фонд и фонд будущих поколений

Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.

Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.

В России Стабилизационный фонд существует с 2004. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определённой «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена нефть была равна «цене отсечения», а всё сверх этого идёт в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель, затем была повышена до $27[источник?].

На 30 января 2008 года в Стабфонде насчитывалось $157,38 миллиард (3 851,80 млрд руб.)МинФин

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб.).