3.6. Бюджетный федерализм
Бюджетный федерализм – это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.
Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами – основной принцип федерализма, предусмотренный Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, Программой развития бюджетного федерализма, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления».
В соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса определены следующие бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти:
- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
- установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
- установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- определение порядка установления исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
- определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения обслуживания государственного долга Российской Федерации;
- осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;
- установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;
- установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
- установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
- установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса, Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации;
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
- в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных бюджетных полномочий, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
- определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- установление нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;
- определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
- определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
- в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- иные бюджетные полномочия, отнесённые настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:
- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными выше, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
- Государственные и муниципальные
- Введение
- Глава 1. Основы теории государственных и муниципальных финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов
- 1.2. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции
- 1.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 1.4. Развитие государственных и муниципальных финансов как исторической категории
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая - кредитная система рф: состояние, перспективы развития
- 2.1. Понятие и структура финансово-кредитной системы
- 2.2. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов
- 2.3. Государственные внебюджетные фонды
- 2.4. Государственный кредит
- 2.5. Федеральные и муниципальные финансовые институты: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Центральный Банк, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Государственный и муниципальный бюджет
- 3.1. Бюджетное устройство рф
- 3.2. Принципы построения бюджетной системы
- 3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- 9. Принцип гласности означает:
- 3.3. Бюджетная классификация
- 3.4. Анализ бюджета
- 2. Нормальное состояние:
- 3. Неустойчивое состояние:
- 4.Кризисное состояние:
- Межбюджетные отношения и бюджетные трансферты
- 3.6. Бюджетный федерализм
- 3.7. Бюджетное планирование и бюджетный процесс
- Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Методические рекомендации к анализу территориальных бюджетов
- Пример анализа состава и структуры доходов территориального бюджета
- 4.2. Пример анализа состава и структуры расходов территориального бюджета
- План групповых занятий по дисциплине «государственные и муниципальные финансы» Семинар 1. Тема Экономическая сущность и функции финансов.
- Семинар 2. Тема Финансово-кредитная система Российской Федерации.
- Семинар 3. Тема Государственный и муниципальный бюджет рф
- Семинар 4. Тема Роль налогов в формировании бюджетов рф
- Семинар 5. Тема Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения.
- Семинар 6. Тема Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- Семинар 7. Тема Государственный и муниципальный кредита в Российской Федерации.
- Семинар 8. Тема Государственные внебюджетные фонды рф.
- Семинар 9. Тема Полномочия органов власти в сфере финансов в Российской Федерации.
- Семинар10. Тема Территориальные финансы Российской Федерации.
- Контрольно-тестовые задания
- 1. Выберите правильный ответ
- 2. Дополните предложение
- 3. Ответьте, какое из приведенных утверждений является правильным
- 4. Ответьте на вопрос
- 5. Дополните предложение
- 6. Ответьте на вопрос
- 7. Ответьте, какое из приведенных утверждений является правильным
- 8. Дополните предложение
- 14. Дополните предложение
- 20. Ответьте на вопрос
- 21. Дополните предложение
- 22. Ответьте на вопрос
- 23. Ответьте, какое из приведенных утверждений является правильным
- 24. Дополните предложение
- 25. Ответьте на вопрос
- 26. Выберите правильный ответ
- 27. Дополните предложение
- 28. Ответьте на вопрос
- 29. Выберите правильный ответ
- 30. Дополните предложения
- 31.Ответьте, какое из приведенных утверждений является правильным
- 32. Ответьте на вопрос
- 33. Дополните предложение
- 34. Ответьте на вопрос
- 35. Ответьте, какое из приведенных утверждений является правильным
- 36. Дополните предложение
- 44. Дополните предложение
- 45. Ответьте на вопрос
- 46. Сгруппируйте перечисленные налоги в зависимости от уровня органа государственной власти:
- 47. Ответьте на вопрос
- 48. Дополните предложение
- 53. Выберите правильный ответ
- Библиографический список Нормативные правовые акты
- Основная учебная и справочная литература
- Интернет-ресурсы
- Критерии и показатели экономической эффективности организации бюджетных отношений в муниципальных образованиях и их межбюджетных отношений с субъектами рф
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «государственные и муниципальные финансы»
- Оглавление
- Глава 1. Основы теории государственных и муниципальных финансов……...6
- Глава 2. Финансовая система р.Ф.: состояние, перспективы развития………...20
- Глава 3. Государственный и муниципальный бюджет р.Ф.……………………41
- Глава 4. Методические рекомендации к анализу территориального бюджета..71