Вопрос 5.2 Планирование выручки от реализации продукции.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и соответствующих расценок и тарифов.
Существуют два метода определения плановой выручки:
- прямого счета;
- расчетный.
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
В = Р х Ц,
где В - выручка от реализации продукции,
Р - объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц - цена единицы реализованной продукции.
Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширения его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров. Следовательно, объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции.
В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:
В = Он +Т - Ок
где В — выручка от реализации продукции,
Он — нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода,
Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде,
Ок - остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода.
При планировании остатков нереализованной готовой продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных — из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.
Планирование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.
Планирование остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, и товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя на начало планируемого периода, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.
На конец планируемого периода остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости их накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:
в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность продукции, ритмичность производства;
в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.
К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса.
Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями.
Предположим, что изменение цены в обоих случаях происходило на одинаковую величину. Эластичность спроса в нашем случае определяется по формуле:
Э = % изм. В : % изм. Ц,
где: Э — эластичность спроса;
В — выручка;
Ц — цена.
Спрос считается эластичным, если его эластичность больше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для
При аналитическом прогнозировании рассчитывают эластичность спроса по доходам потребителей и по перекрестным ценам.
Расчет эластичности по доходам потребителей базируется на возможности приобретения предлагаемой продукции населением. При определении эластичности по перекрестным ценам анализируют влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары.
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Сущность, функции и организация финансов предприятий
- Вопрос 1.1 Финансовые отношения предприятий. Функции финансов.
- Вопрос 1.2 Финансовые ресурсы предприятия.
- Вопрос 1.3. Принципы организации финансов.
- Вопрос 1.4. Финансовый механизм предприятия.
- Глава 2. Финансовый капитал организации
- Вопрос 2.1. Финансовые ресурсы организации и источники их формирования.
- Вопрос 2.2 Сущность финансового капитала и его виды.
- Вопрос 2.3 Активы и пассивы предприятия
- Глава 3. Основные фонды (основной капитал) предприятия
- Вопрос 3.1 Сущность и экономическая роль основных фондов предприятия.
- Вопрос 3.2 Оценка состояния основных фондов предприятия.
- Ф введ – ф выб
- Фост - остаточная стоимость основных фондов.
- Вопрос 3.3 Износ и амортизация основных фондов.
- Вопрос 3.4 Источники формирования и воспроизводства основных средств
- Вопрос 3.5 Показатели эффективности использования основных фондов предприятия.
- Вопрос 3.6 Пути улучшения использования основных фондов па предприятии.
- Глава 4. Управление оборотными средствами (капиталом) предприятия.
- Вопрос 4.1 Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала
- Вопрос 4.2 Источники формирования оборотного капитала
- Вопрос 4.3 Определение потребности в оборотном капитале
- Вопрос 4.4 Показатели эффективности использования оборотного капитала
- Глава 5. Доходы, затраты и прибыль фирмы
- Вопрос 5.1 Понятие выручки от реализации продукции.
- Вопрос 5.2 Планирование выручки от реализации продукции.
- Вопрос 5.3 Понятие и состав прибыли
- Вопрос 5.4. Распределение и использование прибыли на предприятии.
- Глава 6. Финансовый анализ предприятия
- Вопрос 6.1 Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия.
- Вопрос 6.2 Методы анализа финансового состояния предприятия.
- Вопрос 6.3 Источники информации для финансового анализа предприятия.
- Вопрос 6.4 Общая оценка финансового состояния предприятия.
- Вопрос 6.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- Вопрос 6.6 Анализ рентабельности предприятия.
- Вопрос 6.7 Анализ ликвидности баланса предприятия.
- Глава 6.8 Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- Глава 6.9 Основные финансовые коэффициенты.
- 1. Коэффициенты ликвидности
- 2. Коэффициенты деловой активности
- 3. Коэффициенты рентабельности
- 5. Коэффициенты рыночной активности предприятия
- Глава 7. Финансовое планирование на предприятии
- Вопрос 7.1 Сущность финансового планирования.
- Вопрос 7.2 Процесс финансового планирования.
- Вопрос 7.3 Перспективное финансовое планирование.
- Вопрос 7.4 Текущее финансовое планирование.
- Вопрос 7.5 Оперативное финансовое планирование.
- Вопрос 7.6 Эффект операционного рычага.
- Вопрос 7.7 Эффект финансового рычага.
- Глава 8. Налогообложение предприятий.
- Вопрос 8.1 Роль налогов в воспроизводственном процессе.
- Вопрос 8.2 Источники, объекты налогообложения и ставки налогов предприятий.
- Глава 9 . Финансовые риски в деятельности предприятия.
- Вопрос 9.1 Сущность и виды финансовых рисков предприятия.
- Вопрос 9.2 Управление финансовыми рисками.
- Глава 10. Инвестиционная деятельность предприятия.
- Вопрос 10.1 Сущность и виды инвестиций.
- Вопрос 10.2 Субъекты инвестиционной деятельности и управление инвестициями.
- Вопрос 10.3 Финансовые инвестиции предприятия.
- Вопрос 10.4 Портфель ценных бумаг: экономическая сущность и типы.
- Вопрос 10.5 Акции организации (предприятия): экономическая сущность, цели и порядок эмиссии.
- Вопрос 10.6 Расчет текущей стоимости и доходности акций.
- Вопрос 10.7 Облигации организации: экономическая сущность, цели и порядок эмиссии.
- Программа курса
- Тематический план
- Принципы организации финансов
- Виды капитала
- Классификация активов предпринимательской фирмы
- Баланс (международная схема)
- Глава 3. Основные фонды (основной капитал) предприятия Классификация основных средств предпринимательской фирмы основыне средства
- Кругооборот стоимости основных фондов
- Глава 4. Управление оборотными средствами (капиталом) предприятия Состав и размещение оборотного капитала
- Состав и структура оборотных средств предприятия
- Виды предпринимательских рисков
- Р Риски финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Алгоритм управления рисками предприятия
- Методы управления рисками предприятия
- Глава10. Инвестиционная деятельность предприятия
- Фундаментальный блок экономических взаимодействий
- Классификация инвестиций по основным признакам
- Процесс управления инвестициями
- Этапы упрвления инвестициями
- Классификация ценных бумаг по основным признакам
- Виды ценных бумаг
- Классификация акций по основным признакам классификация акций
- Классификация облигаций по отдельным признакам
- Нормативы, показатели, формулы
- Глава 3. Основные фонды (основной капитал) предприятия.
- Глава 4. Управление оборотными средствами (капиталом) предприятия.
- Глава 5. Доходы, эатраты и прибыль фирмы.
- Глава 6. Финансовый анализ предприятия.
- Глава 7. Финансовое планирование на предприятии.
- Глава 10. Инвестиционная деятельность предприятия.
- Вопросы для контроля
- Глава 1.
- Глава 2.
- Глава 3.
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Глава 9.
- Глава 10.
- Темы курсовых работ, рефератов, контрольных работ
- Экзаменационные вопросы
- Глоссарий
- Рекомендуемая литература
- В.К. Крутиков, о.В. Федорова финансы предприятий