4.3. Организация торгов на биржевом и внебиржевом рынках
Биржевые торги и торговля. Организация биржевой торговли в ходе биржевой сессии оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. Формы организации биржевой торговли зависят в основном от состояния фондового рынка, а именно от его глубины, ширины и уровня сопротивляемости. Чем больше объем спроса и предложения на ценные бумаги, тем рынок шире, чем крупнее объемы заявок инвесторов и концентрированнее спрос, и предложение, тем глубже вторичный рынок. Сопротивляемость связана с диапазоном цен, в котором участники рынка готовы покупать изменяются, существует разрыв между спросом и предложением и цена подвержена влиянию многих факторов, то биржевая торговля организуется в форме аукциона.
При небольшом объеме спроса или предложения торговля организуется в форме простого аукциона. Такой аукцион может быть организован либо продавцом, который получает предложение покупателей (аукцион продавца), либо покупателем, который ищет выгодное предложение от ряда потенциальных продавцов (аукцион покупателя).
В России биржевая торговля также возрождалась, начиная с простых аукционов продавцов по типу английского аукциона, когда продавцы до начала торговых собраний падают свои заявки на продажу фондовых ценностей по начальной цене. Они сводятся в котировочных бюллетенях, которые раздаются участникам биржевого торга. В ходе аукциона, если есть конкуренция покупателей, цена последовательно повышается шаг за шагом (размер шага аукциона определяется до начала торгов), пока не остается один покупатель и ценные бумаги продаются по самой высокой цене предложения.
Возможен и голландский аукцион, при котором начальная цена продавца велика и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-либо из них не принимается. В этом случае ценные бумаги продаются первому покупателю, которого устраивает предложенный курс.
На аукционе втемную, или так называемомзаочном, все покупатели предлагают свои ставки одновременно им ценные бумаги приобретает то, кто сделал самое высокое предложение.
Нетрудно заметить, что простой аукцион предполагает конкуренцию либо продавцов (в условиях избытка фондовых ценностей и недостатка платеже способного спроса), либо покупателей (при избытке платежеспособного спроса и монопольном положении продавцов ценных бумаг). При отсутствии этих факторов, а также при достаточной глубине и ширине фондового рынка наиболее эффективной оказывается система двойного аукциона. Он предполагает наличие конкуренции между продавцами и между покупателями. Двойной аукцион как форма организации биржевой торговли наиболее полно соответствует природе фондового рынка. В свою очередь, имеются две формы двойного аукциона – это онкольный рынок и непрерывный аукцион.
Состояние рынка ценных бумаг, а именно ликвидность, предопределяет выбор формы двойного аукциона. Если сделки на рынке осуществляются редко, то обычно существует большой разрыв между ценой покупателя и ценой продавца (большой спрэд). Если колебания цен от сделки к сделке велики и носят регулярный характер, то такой рынок нельзя назвать ликвидным, и биржевая торговля практически не может быть организована в форме непрерывного аукциона. Более приемлемым является организация биржевой торговли по типу онкольного рынка с редким шагом. Чем менее ликвиден рынок, реже шаг аукциона и длительнее период накопления заявок на покупку и продажу ценных бумаг, тем раньше они «выстреливаются залпом»в торговый зал для одновременного исполнения. При неустойчивом рынке, испытывающим резкие колебания цен, для достижения относительной стабильности аукцион временно прекращается; это наиболее эффективно осуществляется при онкольной форме двойного аукциона.
С точки зрения техники проведения аукциона он может быть голосовым или устным. При этом собираются биржевые посредники для устного сопоставления заявок клиентов, находящихся в их портфеле. Делается это с целью установления равновесия между заявками на покупку и заявками на продажу: заявки на продажу с одинаковыми параметрами в процессе торга исполняются. В шумной атмосфере, царящей на голосовых рынках, трудно сориентироваться, не прибегая к определенным жестам. Эти жесты были выработаны историей биржевых аукционов.
Таким образом, нетрудно заметить, что онкольному рынку соответствует такая временная конфигурация, как залповый аукцион. Заказы выводятся либо устно, либо письменно, либо организация торгов осуществляется полуписьменно, полуустно. При устном вводе уполномоченный биржи ведет аукцион по каждому выпуску от цены последней сделки вчерашнего дня. По мере поступления заявок он увеличивает или уменьшает цену, пока не наступает наибольший баланс спроса и предложения, таким образом, максимизирует оборот. При этом брокер может изменить свой первоначальный заказ. Каждый из участников торга знает о неукоснительном соблюдении приоритета цены, а при прочих равных условиях и второго приоритета – объема, т.е. количества указанных в заявке ценных бумаг.
При проведении полуписьменного, полуустногоаукциона, заявки на покупку и продажу сосредотачиваются в специальном журнале (отдельном для каждой ценной бумаги). Механизм указанного способа основывается преимущественно на деятельности котировщика-служащего.
До начала заседания биржи маклеры стараются исполнить поступившие к ним рыночные заявки на основе голосового аукциона. И только после этого неисполненные заявки передают для регистрации в журнал. Сопоставляя заказы для увеличения оборота специалист прибегает к поиску держателей заявок на рассматриваемую ценную бумагу.
Ликвидный рынок предоставляет возможность использовать письменный ввод заказов в биржевой аукцион.
При письменном вводе заказов исходная цена устанавливается курс-маклером (официальным брокером), который концентрирует заявки на покупку и продажу, а затем устанавливает цену, максимизирующую оборот. Подавая заявку заранее, брокер не может изменить свой первоначальный заказ, поэтому приоритет времени, который действует на любом устном аукционе, в случае письменной подачи заявки теряет смысл. Итоге определяется клиринговая цена, по которой продавцы и покупатели заключают сделки, таким образом каждый «залп» «очищает» рынок от наибольшего количества заказов. При ликвидном рынке «залпы» осуществляются несколько раз в течении биржевого дня. Крупнейшие залповые рынки – это биржи Австрии, Бельгии, Германии и Израиля. Частные залпы свидетельствуют о наличии постоянного спроса и предложения на ценные бумаги, о ликвидности рынка, позволяют перейти к непрерывному аукциону, который, в свою очередь, имеет три вида.
Первый из них – использование книги заказов, в которую заносятся устно передаваемые брокерами заявки, затем клерк (уполномоченный биржи) исполняет их, сличая объемы и цены по мере их поступления. Таким образом осуществляется подбор заказов, благодаря которому конкретные покупатели торгуют с конкретными, причем в сделке могут участвовать несколько заказов.
Второй вид непрерывного аукциона – табло, на котором указывается наилучшая пара цен на каждый выпуск (наивысшая при покупке, наименьшая при продаже). Эти цены выводятся на табло или экран рабочего места брокера.
Проанализировав ситуацию, брокеры сами вводят цены на табло, которые видны всем трейдерам, находящимся в торговом зале. Заказы размещаются на табло в хронологическом порядке, поэтому приоритет времени играет определяющую роль. Заказ может быть выполнен, если аналогичные заказы на ту же цену приходят раньше и поглощают заказы противоположной стороны рынка. Причиной невыполнения данного заказа, таким образом, может быть «опережение» заявки на акции. Если диапазон цен, который, как уже отмечалось, характеризует уровень сопротивляемости рынка, велик, маклер может внести корректировки в ходе биржевой торговли, исключив те заявки, которые слишком отрываются от цен спроса и предложения. Сама организация биржевой торговли позволит повысить ликвидность рынка путем установления предельного «спрэда».
Третий вид непрерывного аукциона – «толпа». Трейдеры собираются вокруг клерка (уполномоченного биржи), который лишь объявляет поступающий в торговлю выпуск, а затем сами делают все остальное (выкрикивают котировки, отыскивая контрагента). Сделки в «толпе» заключаются по разным ценам, причем один покупатель может заключить сделку с разными продавцами, не пытаясь определить некую общую цену. Трудно себе представить торговлю «толпой» на больших биржах, оснащенных современной компьютерной техникой, по активным выпускам крупнейших компаний. Однако и у этого вида непрерывного аукциона есть определенные преимущества, которые заключаются в объединении заказов для долговых рынком, что позволяет «очистить рынок» от ценных бумаг, максимально увеличив количество исполняющих заказов.
Организация биржевой торговли и ее эффективность зависят не только от формы аукциона, принятой на той или иной бирже, но и от роли биржевых посредников в процессе ее существования. Облик биржевой торговли определяет работа биржевых посредников, их статус и порядок участия в торгах.
Биржа – это царство посредников и трудно найти фондовую биржу, на которой операция с фондовыми ценностями осуществляли сами инвесторы. Однако основная цель биржи – организовать торговлю, которую осуществляют профессионалы рынка – брокеры и дилеры – с целью исполнения заявок инвестора.
Брокер – это агент клиента, который, получив его заявку, старается как можно лучше ее исполнить, найдя контрагента по сделке, интересы которого на бирже представляет другой брокер или он сам (в этом последнем случае заказы будут самовыполняющимися). Если сделка и со стороны продавца, и со стороны покупателя будет заключена на бирже от имени клиента и за его счет, то брокер является лишь представителем – агентом клиента, поэтому рынок представляющий совокупность этих сделок, называется агентским.
Получив поручение клиента, «комиссионный брокер» (служащий компании – член биржи и работающий в зале биржи на «полу») обычно идет к месту, где работает специалист по данным акциям. Если он в данный момент занят, он может попросить отнести поручение к специалисту одному из «двухдолларовых брокеров» (независимый брокер торгового зала). Будучи независимыми дельцами, они берут комиссионные за каждое поручение, которое помогают исполнить. Эти комиссионные выплачиваются «верхней» брокерской фирмой. Работа «комиссионных» и «двухдолларовых» брокеров состоит в том, чтобы обеспечить наилучшие возможные цены для тех поручений, которые им передала «верхняя» брокерская фирма.
Принеся поручение к специалисту, брокер торгового зала (будь это «комиссионный» или «двухдолларовый») может выбрать одну из нескольких возможностей. Он определяет наилучшие предлагаемую и запрашиваемую цены (самую высокую предлагаемую и саму низкую запрашиваемую) по данному наименованию акций. Обычно он выясняет эту информацию у специалиста или считывает с электронного терминала, расположенного над местом его работы. На терминале также высвечивается количеств акций, которые предлагается купить или продать по указанной цене; это количество называется «разрешение заявки». Вооружившись этой информацией, брокер может разработать стратегию исполнения поручения. Если например, у брокера есть «рыночное» поручение на покупку 1200 акций, он может оценить наилучшую запрашиваемую цену и количество акций, которое предлагается к продаже по этой цене. Если это количество не менее 1200 и если брокер посчитает цену привлекательной, то он может выкрикнуть, что хочет принять предложение. В этом случае сделка совершается немедленно.
Если оказывается, что наилучшее предложение исходит от брокера торгового зала, находящегося возле этого места, то эти два брокера обмениваются именами фирм, которые они представляют и утверждают детали сделки, которую они совершили. В этом случае сделка обходится без прямого участия специалиста, и каждый из брокеров зарабатывает комиссионные от той брокерской фирмы, которую он представляет (если только они не работают на твердой ставке). Специалист от такой сделки никаких комиссионных не получает.
Если наилучшая цена названа в «лимитном» предложении, которое было оставлено у специалиста для реализации, то брокер торгового зала, пришедший с поручением на покупку, зарабатывает комиссионные (как выше) и специалист зарабатывает комиссионные от брокерской фирмы, оставившей у него «лимитное» поручение. Если же специалист продает 1200 акций из своего собственного запаса, то он не получает никаких комиссионных. Разумеется, брокер с рыночным поручением на покупку 1200 акций не обязан «хвататься» за лучшую текущую цену сразу по приходу к месту специалиста. Если брокер полагает, что он может получить более выгодную цену, подождав или предложив немного более низкую цену, то он может так поступить.
Если вместо «рыночного» поручения брокеру торгового зала дано «лимитное» поручение, причем оговоренная в нем цена существенно ниже или выше преобладающей рыночной цены, он может предпочесть оставить это поручение у специалиста, чтобы тот исполнил его, когда позволят рыночные условия. Поступая так, брокер торгового зала отказывается от возможности заработать на этом поручении комиссионные от брокерской фирмы.
Исполняя лимитные поручения, оставленные им «комиссионными» и «двухдолларовыми» брокерами, специалисты зарабатывают комиссионные от «верхних» фирм. Конечно, брокер торгового зала может сам остаться у места специалиста в поисках возможности исполнить «лимитное» поручение по более выгодной цене, чем та, которая оговорена инвестором. В этом случае он, а не специалист получит комиссионные от «верхней» брокерской фирмы. В общем случае брокеры торгового зала и специалисты зарабатывают комиссионные только тогда, когда они действительно осуществляют посреднические услуги.
В отличие от брокера дилер выступает противоположной стороной рынка, т.е. покупает и продает ценные бумаги за свой счет или за счет фирмы, которую представляет. Исполняя заказ на покупку, дилер продает часть своего фондового резерва, а выполняя продажу, покупает за счет собственных средств, (выступает на рынке принципалом). Совокупность сделок, в которых одним из контрагентов выступает дилер, называется дилерским рынком. Следует учесть, что различие между этими рынками не столь формально, как это может показаться на первый взгляд, т.е. дилер может предлагать свои котировки, а также поддерживать его ликвидность, обеспечивать порядок и справедливость. Дилер, обладая определенным резервным капиталом, будучи профессионалом, может способствовать большей ликвидности рынка.
Таким образом, я думаю, что сочетание формы организации биржевой торговли с агентским и дилерским рынком составляет основу биржевого механизма и определяет фундаментальные особенности биржевой торговли на каждой из бирж мира. Большинство из них – это сочетание агентского рынка и аукциона.
Правила биржи требуют, чтобы специалист воздержался от участия в торговле в качестве принципала, если его дилерская роль не является необходимой для осуществления поручений, например, если по данной акции одновременно поступают предложения купли и продажи, оба по цене, скажем, 32 дол. Какова бы ни была цена, специалист должен отдавать предпочтение исполнению публичных поручений перед собственным интересом. Напротив, если поручения от публики трудно или невозможно совместить, то правила предполагают, что специалист будет «по мере разумной возможности» выступать в качестве принципала.
В наши дни брокеры и инвесторы постоянно просматривают преобладающие значение предлагаемых и запрашиваемых цен на электроном терминале, который подключен к специалисту. От специалиста требуется сообщать таким образом только о самой высокой предлагаемой и самой низкой запрашиваемой ценах на закрепленные за ним акции.
Возможно, самая важная обязанность специалиста состоит в том, чтобы поддерживать «справедливость и порядок» в торговле закрепленными за ним акциями. Правила требуют, чтобы специалист проводил в жизнь систему приоритетов, определяющую порядок исполнения поручений. Согласно этой системе каждому поручению приписывается некоторый приоритет в зависимости от фигурирующей в нем цены, времени поступления поручения к специалисту и размеру поручения. При любых прочих условиях более высоким приоритетом пользуется самая высокая предлагаемая цена и самая низкая запрашиваемая цена.
Электронные торги. В настоящее время система электронных торгов выступает равноправным конкурентом в торговом зале. В борьбе за выживание победит та система торгов, которая позволит на базе самого дешевого механизма устанавливать правильные, реальные цены, обеспечивать высокую надежность сделки, быстрое ее выполнение.
Что же привлекает в организации электронной торговли?
Прежде всего электронная торговля позволяет повысить ликвидность фондового рынка. Если на бирже рынок акций какой-либо компании «делает» один специалист, то брокеров-дилеров, которые и по существу, а в ряде случаев и по названию являются !»производителями рынка». Такое название «брокеры-дилеры» связано с тем, что на внебиржевом электронном рынке большинство фирм функционирует одновременно и как брокеры, и как дилеры. Торговец, выступающий «производителем» рынка, исполняет заявки на куплю-продажу ценных бумаг по своему собственному выбору, не совмещая в одной операции функции брокера и дилера. Некоторые «брокеры-дилеры» берутся за исполнение заказов, охватывающих тысячи акций, которые по стандартам биржевой торговли не могут обращаться на бирже.
Технические возможности электронной системы торгов позволяет осуществлять ежедневно сделки, включающие несколько миллионов акций.
К достоинствам компьютеризированной торговли, по моему мнению, относится то, что она прекрасно подготовлена к большим торговым объемам. При расширении рынка увеличить ее мощность значительно проще и дешевле.
Вторым преимуществом электронной торговли является возможность работать с индивидуальным инвестором. Подыскивая для покупки акцию, агент обычно контактирует со своим брокером. Если он не является «производителем» рынка по данной ценной бумаге, то принимает поручение клиента, уведомляя его, что при исполнении заявки он будет действовать как брокер, и отправляет заказ другим участникам внебиржевого рынка путем введения информации в систему. При исполнении заказа участник внебиржевого рынка, действуя как брокер, получает комиссионное вознаграждение, которое обычно не должно превышать 5% суммы сделки. Если же он действует на рынке данной ценной бумаги как дилер, т.е. имеет определенный резерв по указанной в заявке ценной бумаге, то исполнение приказа клиента на покупку осуществляется за счет данного резерва и на продажу за счет своих собственных средств: исполнение заказа приводит к увеличению резерва дилера. В этом варианте исполнение заказа представляет собой обычную принципиальную сделку, вознаграждением по которой является стандартный дилерский сбор. Он, как правило, также фиксируется правилами торговли, устанавливаемыми профессиональными участниками рынка.
Влияние электронной торговли на повышение качества рынка можно проследить, изучая опыт системы автоматизации котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам NASDAQ(НАСДАК). До 1971 г. – года наступления эры НАСДАК – внебиржевой рынок, рынокOTC(OventhecounterMarket) страдал от торговых злоупотреблений и недостатка надзора. При отсутствии «прозрачности» этого рынка торговля на нем зачастую осуществлялась акциями несуществующих компаний. В настоящее время к торговле через систему НАСДАК допускаются лишь те эмитенты, которые удовлетворяют определенным требованиям, хотя котировки акций в системе НАСДАК ниже акций аналогичных компаний на фондовых биржах. Еще более жесткие ограничения существуют в системе РТС, где торгуются только около 15 ценных бумаг российских эмитентов.
Качество рынка электронной торговли определяется также работой его участников. Хотя при торговле акциями на внебиржевом электронном рынке и не устанавливаются описанные выше правила или система приоритетов, тем не менее механизм подключения участников торгов к торговой системе позволяет для клиента выбрать лучшую цену.
Зарубежная практика показывает, что торговая система может состоять из трех модулей:
«метчинг» (автоматическая система сверки и подборка контрагента);
«акцепт»;
«отчетность».
Система метчинга предусматривает, что брокеры должны ввести в компьютер код ценной бумаги, характер сделки (покупка или продажа), цену и количество ценных бумаг. Такой ввод заявок может происходить все 24 часа в сутки, и электронная система автоматически фиксирует время ее ввода и присваивает ей номер. Как правило, заявка не принимается к исполнению, если она не обеспечена предварительно внесенными денежными средствами, необходимыми для исполнения заказа на покупку, или ценными бумагами в случае заказа на продажу. По правилам непрерывного сопоставления заявок заявка, включенная в систему электронных торгов, автоматически (мгновенно) проверяется на наличие допустимых встречных заявок. Встречными называются заявки, поданные на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги. При этом заявки на покупку всегда будут встречными по отношению к заявкам на продажу и наоборот.
Использования модуля «акцепт» можно сравнить с электронной «доской объявлений». Брокер, участник торгов, вводит свою заявку в систему на тех же условиях, что и при модуле «метчинг». При этом другие брокеры могут вступить с ним в переговоры относительно цены или объема. Сделка считается заключенной после того, как они придут к согласию, т.е. один брокер акцептует предложение другого. При этом в результате переговоров предложение на покупку или продажу может отличаться от того, которое было введено в систему первоначально, путем введения новых условий сделки через компьютерный терминал.
Третий модуль системы – отчетность также используется для заключения сделок вне торговой системы, например по телефону. По окончании торговой операции обе стороны обязаны ввести отчет в систему в течение 90 с.
Электронные торги по системе «метчинг» и «отчетность» обычно используются для заключения крупных сделок, тогда как мелкие заказы чаще всего используются через систему «акцепт».
- Глава 1.Сущность ценных бумаг 4
- Глава 1.Сущность ценных бумаг
- 1.1. Понятие ценных бумаг
- 1.2.Классификация ценных бумаг
- Глав 2. Понятие о рынке ценных бумаг
- 2.1.Определение рынка ценных бумаг
- 2.2. История создания рынка ценных бумаг (статья «Российский рынок ценных бумаг»)
- 2.3. Место рынка ценных бумаг
- 2.4. Составные части рынка ценных бумаг
- 2.6. Особенности развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- Глава 3. Эволюция и тенденции развития российского рынка ценных бумаг
- 3.1. Фондовые биржи России
- 3.2. Российский рынок государственных ценных бумаг
- 3.3. Российский рынок корпоративных ценных бумаг
- 3.4. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг.
- Глава 4. Первичный рынок ценных бумаг
- 4.1. Понятие эмиссии ценных бумаг
- 4.2. Процедура эмиссии и ее этапы
- 4.3. Особенности эмиссии ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- 4.4. Андеррайтинг
- Глава 5. Вторичный рынок ценных бумаг
- 5.1. Порядок включения ценных бумаг в рыночный процесс.
- 5.2. Брокерское обслуживание клиентов
- 4.3. Организация торгов на биржевом и внебиржевом рынках
- 4.4. Котировка ценных бумаг
- Список используемой литературы