98. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
Валютой называют денежную единицу страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная), а иностранной валютой – денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.
Валюты разделяются на три группы:
обратимые в любые другие валюты (конвертируемые), например, доллар или немецкая марка;
частично обратимые, то есть такие, которые обмениваются лишь на некоторые иностранные валюты, например, рубль;
необратимые (замкнутые), которые используются только в пределах данной страны как, например, молдавский лей, грузинские лори и т. п.
Денежные единицы различных стран приводятся в соответствие путем установления валютных курсов.
Курс валюты – это ее цена, выраженная в валюте другой страны. Значит, когда мы говорим «курс рубля», имеем в виду, сколько единиц иностранной валюты стоит 1 рубль, а курс доллара, соответственно, – сколько рублей стоит один доллар.
По способу формирования цены валюты выделяют два типа валютных курсов.
Свободные (плавающие) валютные курсы образуются в результате взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке. Каждый день под влиянием самых различных факторов валютные биржи определяют котировки (то есть курсы) валют.
Вот четыре основных фактора, от которых зависит уровень валютного курса:
- Соотношение внутренней потребности в зарубежных товарах и услугах и потребности заграницы в отечественных товарах и услугах. Чем больше мы хотим зарубежных товаров, тем больше нам нужно иностранной валюты на их покупку. Предложение национальной валюты увеличивается, ее курс падает (и наоборот). - Динамика ВНП. Чем выше ВНП на душу населения, тем больше его часть, идущая на потребление и выше потребность в импорте (и наоборот). Предложение национальной валюты растет, ее курс – падает (и наоборот). - Уровень внутренних цен. Чем выше уровень внутренних цен по отношению к мировым, тем дешевле зарубежные товары и услуги на внутреннем рынке и больше стимулов для импорта, а для экспорта, соответственно, меньше (и наоборот). Как и в предыдущих случаях, предложение национальной валюты увеличивается, ее курс – падает (и наоборот). - Уровень процентных ставок. Чем выше уровень процентных ставок в стране, тем выгоднее поместить капитал именно в этой стране, следовательно, спрос на национальную валюту растет и курс валюты растет (и наоборот).
Фиксированные валютные курсы имеют место, когда цена валюты устанавливается государством. Если это происходит на свободных валютных рынках, Центральный банк страны должен поддерживать установленную цену путем, покупки и продажи валюты на валютном рынке, осуществляя валютные интервенции. Такому способу определения курсов валют следовало большинство стран Запада до 1976 года, когда окончательно завершился переход к системе плавающих валютных курсов. Это очень нелегкая задача, требующая огромного напряжения сил и наличия значительных валютных резервов у ЦБ.
Как и любая другая цена, валютный курс может меняться. Стоимость рубля может падать, а может расти. Экономисты различают в зависимости от типа валютного курса названия этих процессов.
Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно так же, как цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существует спрос и предложение, которые совместно определяют цену и объем продаж национальной валюты в единицу времени.
1. Спрос на национальную валюту любой страны предъявляется для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в "своей" валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую они экспортируют свой продукт, на их национальную валюту.
Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту (обменивать деньги) - продавец или покупатель - не имеет значения. Если продавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять ее на национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте, менять деньги придется его иностранным партнерам.
2. Предложение национальной валюты осуществляется с целью оплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тоже хотят получить не ее национальную валюту, а "свои" деньги, для оплаты импорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта.
При этом опять-таки не важно, кто составляет это предложение - фирмы-импортеры (которые будут менять полученные от продажи продукта "чужие" деньги на "свои") или покупатели импортных благ (которые должны заплатить за импорт в иностранной валюте).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Деньги: сущность, функции, виды, Современные кредитные деньги. Электронные деньги и пластиковые карточки.
- 2. Денежная масса и денежные агрегаты, их содержание и назначение.
- 3. Налично-денежный оборот и его организация в рф.
- 4. Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов.
- 5. Основные формы безналичных расчетов в России.
- 6. Эмиссия безналичных денег и механизм банковского мультипликатора.
- 7. Особенности эмиссии наличных денег и ее организация в рф.
- 8. Сущность, элементы и типы денежных систем. Особенности организации денежной системы России.
- 9. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике.
- 10.Управление финансами: необходимость, содержание и направления совершенствования.
- 11.Финансовый контроль в рф. Понятие, виды, методы, формы и проблемы его совершенствования.
- 13.Финансовая политика рф, ее содержание и задачи на современном этапе.
- 14.Содержание финансового механизма, его роль в реализации финансовой политики.
- 15.Финансовое регулирование, его содержание, формы и методы.
- 16.Федеральный бюджет рф: классификация доходов и расходов.
- 17.Методы финансирования бюджетного дефицита и основные направления использования бюджетного профицита.
- 18.Бюджетное устройство и бюджетная система в рф, их понятие и методы бюджетного регулирования.
- 19.Бюджетный процесс в рф: понятие, стадии и их содержание.
- 20.Межбюджетные отношения и проблемы их развития в рф.
- 21.Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов
- 23.Государственные внебюджетные фонды, их виды и политика правительства в области государственных социальных внебюджетных фондов.
- 24.Формирование и использование бюджета Пенсионного фонда рф. Пути его дальнейшего совершенствования.
- 25.Доходы и расходы фонда социального страхования, их формирования и направления использования.
- 26.Необходимость кредита, его сущность и функции. Формы и виды кредита.
- 27.Ссудный процент и его экономическая роль. Факторы, влияющие на ссудный процент.
- 28.Банковская система рф.
- 29.Задачи и функции коммерческих банков и других кредитных организаций. Управление коммерческим банком.
- 30.Банковские ресурсы и их структура. Пассивные и активные операции.
- 32.Комиссионные операции коммерческих банков
- 33.Функции и операции Центрального банка России. Денежно-кредитная политика цбр
- 34.Финансовые рынки и предпосылки их формирования. Виды финансовых рынков, их общие черты и отличительные особенности.
- 35.Понятие рынка ценных бумаг, его функции, задачи и участники.
- 37.Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них.
- 38.Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов.
- 39.Структура рынка ценных бумаг. Первичный, вторичный биржевой и внебиржевой рынки.
- 40.Содержание, признаки и инвестиционные качества ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
- 41.Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
- 42.Облигации, их разновидности, классификация облигаций.
- 43.Фондовая биржа, ее назначение и роль в обороте ценных бумаг.
- 44.Налоги, их значение, экономическая сущность и функции. Классификация налогов в рф.
- 45.Налоговая система, ее понятие, виды налогов и пути совершенствования
- 46.Налогообложение, основные его элементы и их характеристика.
- 47.Прямые и косвенные налоги, их виды и характеристика.
- 48.Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования.
- 49.Финансовые ресурсы: понятие и виды. Содержание финансовых ресурсов государства, коммерческих и некоммерческих организаций.
- 50.Основные средства организации: понятие, оценка, расчет и показатели их использования.
- 51.Амортизация основных средств: понятие, способы начисления. Моральный и физический износ.
- 52.Состав и структура нематериальных активов, их амортизация.
- 53.Понятие оборотных средств и их классификация. Источники формирования и пополнения оборотных средств.
- 54.Значение и способы нормирования оборотных средств на предприятии. Показатели эффективности использования оборотных средств.
- 55.Выручка от реализации продукции, ее формирование и использование. Факторы роста выручки.
- 56.Затраты и себестоимость на производство и реализацию продукции, их понятие. Классификация и показатели себестоимости.
- 57.Прибыль организации, ее сущность, определение и показатели. Особенности планирования и использования прибыли в организациях.
- 58.Рентабельность продукции и предприятий. Факторы, влияющие на рентабельность. Самоокупаемость и самофинансирование предприятий.
- 59.Финансовое состояние организации: сущность и показатели.
- 60.Финансы коммерческих организаций, источники, виды формирования финансовых ресурсов и направления их использования. Особенности управления финансами коммерческих организаций.
- 61.Особенности финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность: источники образования финансовых ресурсов и направления их использования.
- 62.Смета расходов и доходов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, ее состав, содержание, порядок разработки, утверждения и использования.
- 63.Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности организации.
- 64.Кредиторская и дебиторская задолженность: понятие, состав и анализ.
- 65.Маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности, их определение и роль в финансовом управлении.
- 66.Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика.
- 67.Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии, понятие, виды бюджетов и методика их разработки.
- 68.Понятие неплатежеспособности (банкротство) предприятия. Основные критерии ее установления. Пути и методы финансового оздоровления (санации) предприятий.
- 69.Операционный и финансовый рычаг: понятие и определение эффекта рычагов.
- 70.Денежные потоки организации: понятие, виды и методы формирования денежных потоков.
- 71.Финансовый менеджмент, его сущность, предмет, метод и цели. Основные задачи финансового менеджера на предприятии.
- 72.Финансовые инструменты, финансовые активы и финансовые обязательства, их понятия, виды и характеристика.
- 73.Финансовые риски, их виды и методы оценки. Система управления финансовыми рисками.
- 74.Методы оценки финансовых активов, их характеристика.
- 75.Управление финансированием предпринимательской деятельности. Оптимизация структуры источников финансирования.
- 76.Цена капитала, методы его оценки и структура капитала.
- 78.Дивидендная политика организации: содержание, формы и порядок выплаты дивидендов. Дивидендная политика и цена акций.
- 79.Долгосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных
- 80.Краткосрочная финансовая политика организации, ее содержание и характеристика основных направлений.
- 81.Бизнес–план инвестиционного проекта: этапы формирования, содержания и характеристика основных его разделов.
- 82.Методы финансового анализа и их характеристика.
- 83.Анализ и оценка состава, структуры и динамики активов организации и источников их формирования.
- 84.Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
- 85.Анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности организаций.
- 86.Временная стоимость денег и основы оценки активов: понятие и критерии оценки.
- 87.Классификация инвестиций, их сравнительная характеристика. Реальные и финансовые инвестиции, их сравнительная характеристика.
- 88.Портфель ценных бумаг, его понятие, цели формирования и классификация инвестиционных портфелей.
- 89.Управление портфелем ценных бумаг. Риск и доходность портфеля. Модели оптимального портфеля инвестиций.
- 90.Инвестиционные стратегии организации: понятие, факторы и этапы формирования.
- 91.Инвестиционные проекты, их понятие, классификация, последовательность (фазы) осуществления.
- 92. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 94.Сущность, функции, значение и виды страхования.
- 1. Договоры имущественного страхования:
- 2. Договоры личного страхования:
- 95.Основные принципы организации страхового дела. Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 93. Лизинг и его понятие. Виды лизинга и области их применения. Значение лизинга в воспроизводстве основных фондов.
- 96. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития.
- 97. Общая характеристика валютного рынка: понятие, функции, участники, структура, основные операции и тенденции развития.
- 98. Валютный курс, факторы его формирования и виды.
- 99. Платежный баланс страны, его структура и общая характеристика. Состояние платежного баланса рф в настоящее время.