logo
Лекции ТОН

Реформирование административно-территориальной организации местного самоуправления.

Нижний, третий, уровень власти в России занимает местное самоуправление. В начале XXI века в стране существовало три модели его территориальной организации. В 47 субъектах РФ местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов, в 8 – в границах сельских округов и посёлков и в 22 субъектах, где эти подходы сочетались, применялась двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления. Оставшиеся 12 субъектов РФ вообще не имели системы местного самоуправления. В ряде субъектов её заменяло территориальное общественное самоуправление в границах городских и сельских населённых пунктов или государственное управление на местном уровне с участием выборных представительных органов.

Необходимость развития институтов местного самоуправления и создания единой для всей страны системы территориальной организации местного самоуправления обусловила принятие Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По данному закону территория субъекта РФ разграничивается между городскими и сельскими поселениями. В состав сельского поселения входит один или несколько населённых пунктов, объединённых общей территорией. Территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения по России, могут быть отнесены к межселенным территориям. Также в состав поселений не входят города, наделённые статусом городского округа. Поселения и межселенные территории входят в состав муниципальных районов. В городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) создаются внутригородские территории.

На всей территории России данный закон вступает в силу лишь с 2009 года, но в 46 субъектах РФ он действует уже с 1 января 2006 года. В них создано более 24 200 муниципальных образований.

Основной проблемой реализации территориальной реформы местного самоуправления является определение административно-территориального статуса городов. Сегодня для них существует возможность выбора из двух альтернатив: стать городским округом или городским поселением. Крупные города, таким образом, станут городами областного или республиканского подчинения, а небольшие – самостоятельной частью муниципального района. В связи с этим возникает проблема наличия у прилегающих к городу – городскому округу муниципальных районов достаточной для их самостоятельного функционирования социальной, транспортной и иной инфраструктуры. С другой стороны, недопустимо и понижение статуса таких крупных городов, как, например, Ставрополь, как это предлагало сделать руководство Ставропольского края до составной части муниципального района. В отношении центров субъектов РФ в настоящее время даже рассматривается законопроект о создании в них внутритерриториальных городских муниципальных образований с передачей функций общегородского управления на уровень субъекта РФ.

Другой проблемой является установление во многих случаях границ городских округов так, что это не оставляет им территорий для развития. Между тем по закону в состав территории поселения должны входить территории традиционного природопользования населения этого поселения, рекреационные земли, земли для его развития. Остаётся неясным вопрос и о пригородных территориях, на которых расположены дачные участки и зоны отдыха горожан.

Также трудности вызывает формирование межселенных территорий. К примеру, южная часть Новокузнецкого района Кемеровской области – плотно застроенная территория с развитым сельскохозяйственным производством, городами и посёлками, северная – почти незаселённая горно-таёжная местность. Между тем, формирование межселенных территорий на севере района невозможно, поскольку район в целом не относится к малонаселённым. Вытекающий из положений закона обязательный (даже против воли населения) порядок образования сельского поселения из населённого пункта с численностью жителей более 100 человек при его удалённости или труднодоступности также может привести к существенному росту общего числа экономически и организационно слабых муниципальных образований