Общие условия привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Общие условия привлечения к ответственности различаются, в зависимости от того, имеет место ответственность за налоговые правонарушения, за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений или за налоговые преступления.
К общим условиям привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения относятся следующие.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Также никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Указанный институт налогового права принято именовать презумпцией невиновности налогоплательщика.
Как общие условия привлечения к ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах содержащих признаки административных правонарушений, принимая во внимание содержание ст. 8, 13 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (далее- КоАП РСФСР), следует рассматривать следующие положения.
Административной ответственности подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также организации. Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным
правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции.
Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
Общие условия привлечения к ответственности за преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах соответствуют тем, которые сформулированы в ст. ст. 3-8, 19, 20 УК РФ.
В частности, в соответствии с ними уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.
- Налоги и сборы как источники государственных доходов.
- Функции налогов.
- Юридическое определение налога, сбора, пошлины.
- Виды налогов и основания их классификации.
- Понятие и значение элементов закона о налоге.
- Обязательные элементы закона о налоге.
- Факультативные элементы закона о налоге.
- Понятие, предмет и метод налогового права.
- Принципы (основные начала) налогового права.
- Источники налогового права.
- Особенности введения в действие актов законодательства о налогах и сборах.
- Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
- Принятие и введение в действие законов о налогах и сборах.
- Налоговые правоотношения, понятие и структура.
- Понятие и основные параметры налоговой системы.
- Принципы организации и функционирования налоговой системы.
- Система налогов и сборов.
- Федеральные налоги.
- Региональные налоги.
- Местные налоги.
- Понятие и виды налоговых льгот.
- Изменение срока уплаты налогов.
- Специальные налоговые режимы.
- Правое положение налогоплательщиков.
- Налогообложение иностранных физических и юридических лиц.
- Налоговые агенты, их права и обязанности.
- Налоговая обязанность, основания возникновения, приостановления и прекращения налоговой обязанности.
- Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
- Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) и пени.
- Правовой механизм избежания двойного налогообложения.
- Налоговая оптимизация, ее пределы.
- Меры принудительного исполнения налоговой обязанности.
- Понятие и состав налоговых администраций.
- Полномочия Министерства финансов в налоговой сфере.
- Понятие, содержание, формы и методы налогового контроля.
- Учет налогоплательщиков.
- Порядок проведения выездных налоговых проверок.
- Оформление результатов налоговых проверок.
- Налоговая тайна.
- Понятие и виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
- Общие условия привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
- Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- Освобождение от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
- Налоговые правонарушения.
- Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
- Органы уполномоченные осуществлять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
- Налоговые споры, их классификация.
- Подведомственность и подсудность налоговых споров.
- Административный порядок обжалования действий налоговых органов.
- Обжалование действий налоговых органов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.