logo
Вопросы по экономике

2.Какие социально-экономические потребности не в состоянии удовлетворить рынок?

Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой. Поскольку в этом процессе присут­ствие частного интереса абсолютно исключено, выпуск денег и кон­троль за денежным обращением должно выполнять государство.

Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, ко­торые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную обо­рону, систему коммуникаций. Такие блага называют обществен­ными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и толь­ко оно может обеспечить их удовлетворение.

Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок сти­мулирует внедрение новых технологий и повышение качества то­варов. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и доста­точные гарантии прибыльности в перспективе. В финансирова­нии фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проек­тов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возмож­ности экономического роста в будущем и уровень конкуренто­способности страны на мировых рынках.

Частные интересы отдельных производителей в рыночной эко­номике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использо­вания несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом слу­чае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифи­цированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и со­циально незащищенным слоям населения, приводя к социально­му расслоению общества и к социальной напряженности, кото­рую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.

Экзаменационный билет № 25