logo
Акцизы и порядок их взимания

3. Порядок обложения товаров акцизами

бюджет акциз налогообложение товар

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, спирт коньячный;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

1. лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и предметов торговли медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

2. парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

3. спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

4. подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных предметов торговли, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкоголь-содержащей продукции в РФ;

Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.

Предположим что на рис. 1 показан рынок какой-либо продукции, подлежащей налогообложению, и что равновесная цена без учета налогов составляет 4 условных денежных единицы за единицу продукции, а равновесное количество потребляемых единиц продукции - 15 млн. шт.

Рис. 1

Предположим, что правительство вводит новый акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.

Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину - производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

Из графика видно, что распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод иллюстрируется следующими графиками.

На рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть бремени берет нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.

Рис. 2

При менее эластичном спросе большую часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне.

Рис. 3

Чем более эластично предложение, тем к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.

Рис. 4

И, соответственно, наоборот, чем менее эластично предложение, тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.

Рис. 5

Исходя из данных графиков можно сделать выводы о том, в каких случаях государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это, прежде всего акцизы на бензин, нефть, газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина, экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Как и распределение налогового бремени, величина избыточного налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счета к вопросу о налоговых ставках и о способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного налога.

Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя налоговая ставка понижается, и - пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги - независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.

На первый взгляд, кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

С другой стороны существует некоторый набор подакцизных товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы выплачиваемые данными людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться.