logo
Акцизы и порядок их взимания

2. Экономическая природа акцизов

Как и большинство налогов, акцизные сборы (налоги) обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизных сборов (налогов) является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с профита, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизные налоги, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизных налогов является конкретная ставка того или иного акцизного налога. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акцизный сбор (налог) и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка. Решается задача, решением которой будет являться либо максимизация площади прямоугольника acef, либо уменьшения равновесного производства продукта до планируемой величины.

Но наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акцизного сбора. По этой методике основная идея обложения акцизными сборами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизными сборами (налогами) облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные затраты, которые несет общество в виде издержек государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких расходов, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным затратам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным издержкам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

В то же время не должна облагаться акцизными налогами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным затратам.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизным сборам (налогам) считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия затрат связанных с потреблением того или иного товара или услуги. Кроме того, должны быть покрыты расхода по изъятию акцизного сбора (налога) и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на издержках по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизными сборами сигарет нецелесообразно.

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизных сборов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным издержкам.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акцизной пошлины зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь - необычный продукт. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог совершенно точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Подтверждением этих слов является исследования, проведенные в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизными сборами (налогами) легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизных налогах»: «Ставки акцизных сборов (налогов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и приобретателя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…». Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Еще один пример использования акцизных налогов в протекционистских целях можно найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизных сборов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизных сборов (налогов) с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Российскую Федерацию сложилась такая ситуация, когда украинский продукт, поступая на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизным сбором (налогом). Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизной пошлиной по действующим ставкам импортных акцизных налогов.

Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизных сборов с импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей продукт. В стране происхождения (производства) продукта он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизных сборов (налогов) относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизными налогами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.