logo search
1-50 (2)

10. Финансовая политика государства. Фискальная политика

Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Фи­скальная политика используется главным образом для борьбы с экономическими спадами.

В условиях сравнительной устойчивости потребления и рез­кого сокращения инвестиций правительство, коль скоро оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные расходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики. Государственные расходы оказывают на сово­купный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно по­следним обладают мультипликационным эффектом. Мульти­пликатор государственных расходов (mG) пока­зывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государ­ственных расходов на закупку товаров и услуг (G):

.

Следовательно, ∆ВНП = ∆G • mG.

Еще одним направлением фискальной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т. е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потребительские расходы и инвести­ции.

В период спада стимулирующая фискальная политика скла­дывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со сни­жением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультиплика­ционный эффект снижения налогов, т. е. ∆G > MPS · ∆Т). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному фи­нансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инф­ляционный рост), проводится сдерживающая фискальная полити­ка, которая складывается из уменьшения государственных расхо­дов, увеличения налогов или сочетания сокращения государ­ственных расходов с растущим налогообложением (∆G < ∆Т × MPS). Такая фискальная политика ориентируется на положи­тельное сальдо бюджета (доходы бюджета превышают его расхо­ды).

Особенности современной налоговой системы России. Структура на­логов в России по сравнению со структурой налогов в развитых стра­нах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физи­ческих лиц. Такая ситуация не способствует расширению производства и развитию предпринимательской активности. К тому же груз налогового давления между различными плательщиками рас­пределен неравномерно.

В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда половина нало­гоплательщиков вообще не платит налогов, а с другой половины госу­дарство пытается взять финансовые ресурсы, включая и не полученные с первой половины. Отсюда огромный налоговый гнет, усиление реп­рессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

Современные тенденции налоговой политики. На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике.

1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.

2. В доходах федерального бюджета возрастают доля и объем налогов на внешнюю торговлю.

3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ.

4. В доходах федерального бюджета снижается доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль.

5. В доходах федерального бюджета уменьшается сумма подоходного налога с физических лиц.

К настоящему времени в России созданы правовые гарантии осуще­ствления предпринимательской деятельности, действует Граж­данский кодекс, введен в действие (с 1 января 1999 г.) новый Налоговый кодекс.

Экономическое содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговое бремя среди налогоплательщиков относительно равномерно, чтобы в налоговом законодательстве Рос­сии начал действовать сформулированный А. Смитом принцип спра­ведливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, т. е. все предусмотренные в ней механизмы должны за­пускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей; одно­временно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогопла­тельщиком в соответствии с законом.