13. Денежно-кредитная политика в современной России.
Большинство современных экономистов рассматривают кредитно-денежную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидов.
Высшая конечная цель кредитно-денежной политики, при которой государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального ВНП.
Проводником кредитно-денежной политики является центральный банк страны, а объектами выступают предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Оно складывается из денег M1, M2 и М3.
В мировой экономической практике используются следующие инструменты КДП:
– изменение норматива обязательных резервов;
– политика учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
– операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг.
Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которое банки могут дать взаймы. От требуемой резервной нормы (R) зависит величина денежного мультипликатора (МД):
.
Денежный мультипликатор обозначает максимальное количество новых кредитных денег М2 и М3, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине R. Для определения максимального количества новых денег на текущем счету, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов, мы умножаем избыточные резервы Е на денежный мультипликатор, т. е. Д = Е · Мд.
Если, например, в стране экономический спад, центральный банк может снизить норму обязательных резервов с 15 до 10 %. Тогда банк, имеющий вклады на 200 млн дол., сможет выдать взаймы уже не 170, а 180 млн дол. Предложение займов, а значит, и их цена возрастают, т. е. процентная ставка будет уменьшаться, что, в свою очередь, станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.
Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается, например до 20 %. Мы знаем, что чем выше норма обязательных резервов, тем меньше размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы денег в обращении, что и требуется для борьбы с инфляцией.
Иногда собственных резервов (вкладов) банку не хватает, чтобы дать взаймы хорошим заемщикам (каждый заем – дополнительный доход для банка). Тогда он имеет право взять кредит у центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за такой кредит тоже надо платить. Поэтому центральный банк может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам,
Наконец, самым мягким, косвенным способом денежной политики является покупка или продажа правительством своих ценных бумаг – государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать свои ценные бумаги. Держатели последних (а это, как правило, специализированные фирмы, торгующие бумагами) продают их, в результате на их банковских счетах появляются новые деньги, часть которых банки могут даже дать взаймы.
Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на счетах в банках, так что возможность последних давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается.
КДП в России.
Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику. Формирование денежно-кредитной политики в современной России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.
Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг. XX в. Успех денежно-кредитной политики зависит также от выбранных принципов денежного регулирования. Как уже отмечалось, в современных условиях отсутствует какая-либо одна доминирующая доктрина. Теоретические модели приобретают синтетические формы, что придает денежно-кредитной политике большую гибкость.
Существенной особенностью денежного регулирования Центрального банка России была ориентация на принципы монетарной политики, в основе которой лежит метод монетарного таргетирования. Денежно-кредитная политика строилась на основе простых расчетов регрессионной зависимости между объемом денежной массы и темпами инфляции. Система таргетирования денежной массы как форма денежной политики центральных банков развитых стран оформилась лишь в 1970-х гг. и использовалась в сложившихся рыночных экономиках, где доходность реального сектора не ниже, чем финансового.
В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Центральный банк России выбрал достаточно широкий агрегат М2, включающий наличные деньги в обращении вне банковской системы, а также безналичные средства (депозиты до востребования, срочные и сберегательные).
Для контроля за ростом денежной массы были установлены предельные размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, предельные размеры чистых требований денежно-кредитной системы к правительству, а также определены целевые показатели по объему чистых международных резервов. Считая стабильными значение денежного мультипликатора и долю наличных денег в обращении, Центральный банк фактически свел процедуру к регулированию банковской ликвидности. Действия в отношении процентных ставок сводились к поддержанию их стабильности.
- 1. Экономическая теория и практика.
- 2. Экономическое и юридическое содержание собственности. Современные тенденции развития собственности.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 4. Экономическая природа товара и его свойства.
- 5. Сущность и функции денег в современных условиях
- 6. Проблема выбора между эффективностью и равенством как важнейшее направление экономической политики
- 7. Развитие макроэкономической теории как отражение объективного процесса эволюции экономической системы.
- 8. Макроэкономические показатели
- 9. Инвестиции и их роль в макроэкономике. «Золотое правило накопления».
- 10. Финансовая политика государства. Фискальная политика
- 11. Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита
- 12. Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики.
- 13. Денежно-кредитная политика в современной России.
- 14. Теория спроса.
- 15. Теория предложения.
- 17. Теория поведения потребителя
- 19. Издержки производства.
- 22.Эффективность производства
- 24 . Организационная структура (ос) уп
- 25.. Процесс уп : содержание и технологии
- 27. Адаптация персонала при вхождение в организацию
- 28.Оценка деятельности персонала.
- 32. Сущность, содержание и необходимость страт. Мен-та.
- 33. Формирование миссии и страт. Целей орг-ции.
- 34. Страт. Ан-з внеш. И внутр. Среды орг-ции. Методы анализа среды.
- 35. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.
- 36. Упр-е реализацией стратегии. Страт. Контроль.
- 39. Характеристики потребителей и процесс принятия решения о покупке.
- 41 Основные методы проведения первичных марг исследованийъ
- 44. Товар, уровни товара, классификация товаров.
- 45. Жизненный цикл товара, характеристика его этапов.
- 46. Цена, методы ценообразования, и ценовые стратегии.
- 48. Комплекс продвижения и его структура.
- 51. Системн и процессный под-ды в мен-те к.
- 52. Концепция постоянного улучшения (кпу) в мк
- 53. Управление взаимоотношениями с потребителями в смк.
- 55. УКв процессе закупок
- 56. Ук в процессе производства и обслуживания.
- 57. Статистич. Методы контроля кач-ва(смкк)
- 58. Кросскультурный шок
- 59. Эволюция срав мен-та
- 60. Межкультурные коммуникации
- 61. Нац культура, ее влияние на процесс управлния.
- 64. Модели организационной деловой культуры.
- 65. Предмет и объект см
- 66. Влияние глобализации на развитие срав мен-та
- 72. Сущность и методология системного подхода
- 73. Понятие «система». Системные объекты. Системный подход
- 74. Общие законы организации и характер их проявления
- 76. Концептуальные модели сис управл