10. Финансовая политика государства. Фискальная политика
Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика используется главным образом для борьбы с экономическими спадами.
В условиях сравнительной устойчивости потребления и резкого сокращения инвестиций правительство, коль скоро оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные расходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно последним обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (mG) показывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг (G):
.
Следовательно, ∆ВНП = ∆G • mG.
Еще одним направлением фискальной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т. е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потребительские расходы и инвестиции.
В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов, т. е. ∆G > MPS · ∆Т). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), проводится сдерживающая фискальная политика, которая складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (∆G < ∆Т × MPS). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета (доходы бюджета превышают его расходы).
Особенности современной налоговой системы России. Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц. Такая ситуация не способствует расширению производства и развитию предпринимательской активности. К тому же груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно.
В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда половина налогоплательщиков вообще не платит налогов, а с другой половины государство пытается взять финансовые ресурсы, включая и не полученные с первой половины. Отсюда огромный налоговый гнет, усиление репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.
Современные тенденции налоговой политики. На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике.
1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.
2. В доходах федерального бюджета возрастают доля и объем налогов на внешнюю торговлю.
3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ.
4. В доходах федерального бюджета снижается доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль.
5. В доходах федерального бюджета уменьшается сумма подоходного налога с физических лиц.
К настоящему времени в России созданы правовые гарантии осуществления предпринимательской деятельности, действует Гражданский кодекс, введен в действие (с 1 января 1999 г.) новый Налоговый кодекс.
Экономическое содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговое бремя среди налогоплательщиков относительно равномерно, чтобы в налоговом законодательстве России начал действовать сформулированный А. Смитом принцип справедливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, т. е. все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
- 1. Экономическая теория и практика.
- 2. Экономическое и юридическое содержание собственности. Современные тенденции развития собственности.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 3. Теория «пучка прав» собственности и ее роль в механизме рождения рынков.
- 4. Экономическая природа товара и его свойства.
- 5. Сущность и функции денег в современных условиях
- 6. Проблема выбора между эффективностью и равенством как важнейшее направление экономической политики
- 7. Развитие макроэкономической теории как отражение объективного процесса эволюции экономической системы.
- 8. Макроэкономические показатели
- 9. Инвестиции и их роль в макроэкономике. «Золотое правило накопления».
- 10. Финансовая политика государства. Фискальная политика
- 11. Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита
- 12. Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики.
- 13. Денежно-кредитная политика в современной России.
- 14. Теория спроса.
- 15. Теория предложения.
- 17. Теория поведения потребителя
- 19. Издержки производства.
- 22.Эффективность производства
- 24 . Организационная структура (ос) уп
- 25.. Процесс уп : содержание и технологии
- 27. Адаптация персонала при вхождение в организацию
- 28.Оценка деятельности персонала.
- 32. Сущность, содержание и необходимость страт. Мен-та.
- 33. Формирование миссии и страт. Целей орг-ции.
- 34. Страт. Ан-з внеш. И внутр. Среды орг-ции. Методы анализа среды.
- 35. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.
- 36. Упр-е реализацией стратегии. Страт. Контроль.
- 39. Характеристики потребителей и процесс принятия решения о покупке.
- 41 Основные методы проведения первичных марг исследованийъ
- 44. Товар, уровни товара, классификация товаров.
- 45. Жизненный цикл товара, характеристика его этапов.
- 46. Цена, методы ценообразования, и ценовые стратегии.
- 48. Комплекс продвижения и его структура.
- 51. Системн и процессный под-ды в мен-те к.
- 52. Концепция постоянного улучшения (кпу) в мк
- 53. Управление взаимоотношениями с потребителями в смк.
- 55. УКв процессе закупок
- 56. Ук в процессе производства и обслуживания.
- 57. Статистич. Методы контроля кач-ва(смкк)
- 58. Кросскультурный шок
- 59. Эволюция срав мен-та
- 60. Межкультурные коммуникации
- 61. Нац культура, ее влияние на процесс управлния.
- 64. Модели организационной деловой культуры.
- 65. Предмет и объект см
- 66. Влияние глобализации на развитие срав мен-та
- 72. Сущность и методология системного подхода
- 73. Понятие «система». Системные объекты. Системный подход
- 74. Общие законы организации и характер их проявления
- 76. Концептуальные модели сис управл