1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
Это политика, которая разными авторами называется по-разному (планово-директивная; командно-административная и т.п.), основана на государственной собственности на средства производства. Такая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая и финансовые отношения.
Цель финансовой политики в этих условиях одна: обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства, а точнее у центральных органов власти, для их последующего перераспределения в соответствии с государственным планом.
Начало этой системы было положено в 1917 г., когда пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным национализировали фабрики, заводы, крупные помещичьи хозяйства, а также банки, страховые компании и другие финансовые структуры прежнего режима.
Экономическая политика большевиков была в значительной мере противоречивой и не вполне последовательной. С одной стороны, она была направлена на сворачивание товарно-денежных отношений, замену их натуральными, а с другой, — во все возрастающих масштабах осуществлялась эмиссия денег; кроме того, в 1918 г. В.И. Лениным был выдвинут проект денежной реформы, которая, правда, не была осуществлена.
Еще раньше в работе «Тезисы банковой политики» Ленин писал: «Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успех в финансовой политике» (Псс., т.36, с. 351).
В 1918—1920 гг. продолжала сворачиваться деятельность банков и других кредитных организаций, происходила натурализация экономических отношений (натуральная повинность, трудовая повинность, гужевая повинность, заготовки сельскохозяйственных продуктов в обмен на промышленные товары, а затем по продразверстке, натурализация зарплаты, которая в марте 1921 г. составила 93%) . Однако, несмотря на это, потребность в денежной массе и темпы эмиссии денег (совзнаков) продолжали возрастать.
Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк РФ, созданный 14 (25) декабря 1917 г. на основе слияния с Банком России частных акционерных банков и банкирских контор, а его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению наркомфина.
Однако уже 4.10.1921 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК и ВЦИК «Об учреждении Государственного банка РСФСР» (в 1923 г. переименован в Госбанк СССР). Но это уже было началом новой политики, которая базировалась на широком использовании товарно-денежных отношений и внедрении некоторых элементов рыночной экономики (НЭП). Период НЭПа недолго продолжался (1922—1927 гг.)
Во второй половине 1920-х годов в связи с политикой ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства НЭП, базировавшийся на хозрасчетных отношениях, был окончательно «забыт». А в результате экономических реформ (кредитной и налоговой) 1930-1932 гг. в экономике страны утвердились командно-административные принципы, которые просуществовали до второй половины 1980-х годов.
Соответствующими такой экономике были финансовая политика и механизмы ее реализации. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых проводилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств происходило у государственных и кооперативных предприятий, населения, а также местных органов власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымается в бюджет вначале при помощи налога с оборота в тех отраслях, где за счет цен, установленных государством, создался доход в повышенных размерах (это в легкой и пищевой промышленности). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (например, взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.
Финансовым планом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. Нередко у таких предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, дифференцированного в зависимости от величины зарплаты, и частично — налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Кроме того, часть средств у населения изымалась путем размещения фактически принудительных займов. Свободные средства населения (а по сути отложенный опрос), помещенные в сберегательные кассы, также направлялись в бюджет (в виде специального безоблигационного займа).
Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для колхозов и кооперативных организаций.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничениями в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему статьи, удельный вес которых не превышал 10—15% от общей суммы доходов (платежи из прибыли местных предприятий и организаций, госпошлина, доходы от демонстрации фильмов и др.). В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись обычно без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п.
В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом и по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение).
Управление финансами производилось из единого центра — Министерства финансов, которое ведало всеми вопросами использования финансов и финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных органов в управлении финансами просто не существовало.
Такая финансовая политика осуществлялась во всех странах социалистического лагеря (во всяком случае входивших в СЭВ). В общем, она оказалась не эффективной, о чем свидетельствует распад сначала социалистического лагеря, а затем и его создателя — СССР. Определенный эффект, хотя и дорогой ценой, она дала лишь в годы войны и период восстановления народного хозяйства. Совершенно очевидно, что такая политика в условиях нормальной экономики (при отсутствии чрезвычайных ситуаций) ведет к снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового состояния государства, субъектов хозяйствования и населения. Поэтому к началу 1980-х годов общество пришло к пониманию необходимости перемен в экономике и социальной сфере.
- П.М. Чорба финансовая политика
- Введение
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики
- 1.1. Понятие и сущность финансовой политики
- 1.2. Мировые концепции финансовой политики
- 1.3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма
- 1.3.2. Финансовый механизм предприятий и организаций (субъектов хозяйствования)
- 1.4. Финансовая стратегия и тактика
- 1.5. Эволюция и этапы финансовой политики
- 1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики
- 1.5.2. Финансовая политика в эпоху перестройки (1985—1991 гг.)
- 1.5.3. Финансовая политика в переходный к рынку период (1992—2000 гг.)
- 1.5.4. Основные цели и задачи финансовой политики России на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Раздел 2. Государственная финансовая политика
- 2.1. Денежно-кредитная политика государства
- 2.1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
- 2.1.2. Содержание и инструменты государственной денежно-кредитной политики
- 2.1.2.1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами)
- 2.1.2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
- 2.1.2.3. Изменение нормы обязательных резервов
- 2.1.2.4. Политика дешевых и дорогих денег
- 2.1.3. Основные направления денежно-кредитной политики рф на современном этапе
- 2.2. Валютная политика государства
- 2.2.1. Понятие и сущность валютной политики
- 2.2.2. Валютная политика рф и этапы ее становления
- 2.2.3. Введение конвертируемости рубля
- 2.2.4. Управление официальными золото-валютными резервами
- 2.2.5. Валютный курс и валютная политика
- 2.2.6. Валютные интервенции Центрального банка рф
- 2.3. Бюджетная политика государства
- 2.3.1. Понятие и сущность бюджетной политики
- 2.3.2. Особенности нынешнего этапа бюджетных отношений и бюджетной политики
- 2.3.3. Проблемы и пути совершенствования межбюджетных отношений в рф
- 2.4. Фискальная политика государства
- 2.4.1. Понятие и сущность фискальной политики
- 2.4.2. Виды и разновидности фискальной политики
- 2.4.3. Фискальная политика государства в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Контрольные вопросы
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования
- 3.1. Дивидендная политика предприятия
- 3.1.1. Понятие, сущность и виды дивидендной политики
- 3.1.2. Этапы и факторы дивидендной политики предприятия
- 3.1.3. Формы и процедуры выплаты дивидендов
- 3.1.4. Дивидендная политика и цена акций предприятия
- 3.2. Ценовая политика предприятия (организации)
- 3.2.1. Понятие, цели и задачи ценовой политики
- 3.2.2. Эластичность спроса и динамика цен
- 3.2.3. Формирование ценовых стратегий
- 3.2.4. Контроль за ценами
- 3.2.5. Особенности ценовой политики в кооперативной торговле
- 3.3. Кредитная политика предприятия
- 3.3.1. Политика привлечения кредитных ресурсов и цена капитала
- 3.3.2. Анализ эффективности кредитной политики предприятия
- Данные для анализа финансового рычага
- Данные для анализа финансового рычага
- 3.3.3. Политика заимствования временно свободных финансовых ресурсов другим субъектам экономической деятельности
- 3.4. Кредитная политика коммерческого банка
- 3.4.1. Сущность и содержание кредитной политики коммерческого банка
- 3.4.2. Депозитная политика коммерческого банка
- 3.4.3. Политика кредитования
- 3.5. Политика управления обновлением основных фондов и амортизационная политика
- 3.6. Политика управления оборотными активами
- 3.6.1. Сущность, содержание и этапы формирования политики управления оборотными активами
- 3.6.2. Политика управления запасами
- 3.6.3. Политика управления денежными активами
- Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступления и расходования денежных средств
- 3.7. Налоговая политика предприятия1
- 3.7.1. Сущность и необходимость налоговой политики предприятия
- 3.7.2. Анализ путей оптимизации налогового бремени (уровня налогообложения)
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки
- 4.1. Теоретические основы финансовой стратегии предприятия (организации)
- 4.1.1. Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- 4.1.2. Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.1.3. Процесс и основные этапы разработки финансовой стратегии предприятия
- 4.2. Стратегические цели финансовой деятельности предприятия и порядок их формирования
- 4.2.1. Понятие и сущность стратегических целей финансовой деятельности
- 4.2.2. Порядок обоснования главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- 4.2.3. Порядок формирования системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- 4.3. Порядок принятия стратегических финансовых решений
- 4.3.1. Понятие и последовательность разработки стратегических финансовых решений
- 4.3.2. Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- 4.3.3. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- 4.3.4. Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Содержание
- Раздел 1. Теоретические и методологические основы финансовой политики 4
- Раздел 2. Государственная финансовая политика 26
- Раздел 3. Финансовая политика субъектов хозяйствования 63
- Раздел 4. Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки 126