logo search
Финансовая политика ЧОРБА экз 2012

1.5.1. Финансовая политика в условиях плановой (командно-административной) экономики

Это политика, которая разными авторами называется по-разному (планово-директивная; командно-административная и т.п.), основана на государственной собственности на средства производства. Такая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая и финансовые отношения.

Цель финансовой политики в этих условиях одна: обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства, а точнее у центральных органов власти, для их последующего перераспределения в соответствии с государственным планом.

Начало этой системы было положено в 1917 г., когда пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным национализировали фабрики, заводы, крупные помещичьи хозяйства, а также банки, страховые компании и другие финансовые структуры прежнего режима.

Экономическая политика большевиков была в значительной мере противоречивой и не вполне последовательной. С одной стороны, она была направлена на сворачивание товарно-денежных отношений, замену их натуральными, а с другой, — во все возрастающих масштабах осуществлялась эмиссия денег; кроме того, в 1918 г. В.И. Лениным был выдвинут проект денежной реформы, которая, правда, не была осуществлена.

Еще раньше в работе «Тезисы банковой политики» Ленин писал: «Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успех в финансовой политике» (Псс., т.36, с. 351).

В 1918—1920 гг. продолжала сворачиваться деятельность банков и других кредитных организаций, происходила натурализация экономических отношений (натуральная повинность, трудовая повинность, гужевая повинность, заготовки сельскохозяйственных продуктов в обмен на промышленные товары, а затем по продразверстке, натурализация зарплаты, которая в марте 1921 г. составила 93%) . Однако, несмотря на это, потребность в денежной массе и темпы эмиссии денег (совзнаков) продолжали возрастать.

Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк РФ, созданный 14 (25) декабря 1917 г. на основе слияния с Банком России частных акционерных банков и банкирских контор, а его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению наркомфина.

Однако уже 4.10.1921 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК и ВЦИК «Об учреждении Государственного банка РСФСР» (в 1923 г. переименован в Госбанк СССР). Но это уже было началом новой политики, которая базировалась на широком использовании товарно-денежных отношений и внедрении некоторых элементов рыночной экономики (НЭП). Период НЭПа недолго продолжался (1922—1927 гг.)

Во второй половине 1920-х годов в связи с политикой ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства НЭП, базировавшийся на хозрасчетных отношениях, был окончательно «забыт». А в результате экономических реформ (кредитной и налоговой) 1930-1932 гг. в экономике страны утвердились командно-административные принципы, которые просуществовали до второй половины 1980-х годов.

Соответствующими такой экономике были финансовая политика и механизмы ее реализации. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых проводилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств происходило у государственных и кооперативных предприятий, населения, а также местных органов власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымается в бюджет вначале при помощи налога с оборота в тех отраслях, где за счет цен, установленных государством, создался доход в повышенных размерах (это в легкой и пищевой промышленности). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (например, взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

Финансовым планом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. Нередко у таких предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, дифференцированного в зависимости от величины зарплаты, и частично — налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Кроме того, часть средств у населения изымалась путем размещения фактически принудительных займов. Свободные средства населения (а по сути отложенный опрос), помещенные в сберегательные кассы, также направлялись в бюджет (в виде специального безоблигационного займа).

Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для колхозов и кооперативных организаций.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничениями в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему статьи, удельный вес которых не превышал 10—15% от общей суммы доходов (платежи из прибыли местных предприятий и организаций, госпошлина, доходы от демонстрации фильмов и др.). В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись обычно без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п.

В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом и по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы (образование, наука, культура, здравоохранение).

Управление финансами производилось из единого центра — Министерства финансов, которое ведало всеми вопросами использования финансов и финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных органов в управлении финансами просто не существовало.

Такая финансовая политика осуществлялась во всех странах социалистического лагеря (во всяком случае входивших в СЭВ). В общем, она оказалась не эффективной, о чем свидетельствует распад сначала социалистического лагеря, а затем и его создателя — СССР. Определенный эффект, хотя и дорогой ценой, она дала лишь в годы войны и период восстановления народного хозяйства. Совершенно очевидно, что такая политика в условиях нормальной экономики (при отсутствии чрезвычайных ситуаций) ведет к снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового состояния государства, субъектов хозяйствования и населения. Поэтому к началу 1980-х годов общество пришло к пониманию необходимости перемен в экономике и социальной сфере.