Проведение road show
Road show - так принято называть серию презентаций и встреч руководства компании с потенциальными инвесторами. Роуд-шоу устраивается в период «ожидания» - времени между заполнением регистрационных документов и их утверждением SEC. Оно организовывается совместно с андеррайтерами и является главным маркетинговым элементом на данном этапе.
Основная задача этой рекламной кампании - убедить возможных покупателей в том, что приобретение акций компании - это выгодное и перспективное вложение средств. В road show чрезвычайно важен человеческий фактор Алексей Яковицкий, аналитик United Financial Group: “Как известно, никакой телефонный разговор не может заменить живого человеческого общения. То же самое можно сказать и о процессе принятия инвестиционных решений портфельными управляющими. Ни конференц-звонок, ни детальное изучение финансовой отчетности, ни знакомство с отчетами компании не может заменить встречи с менеджментом. Такое общение позволяет инвесторам сформировать мнение о той команде, которой они фактически доверяют средства, находящиеся у них в управлении. С точки зрения компании-эмитента такие встречи позволяют руководству понять те вопросы, которые волнуют инвестиционное сообщество и, таким образом, более эффективно способствовать повышению рыночной капитализации бизнеса”.
Road show — значимый инструмент продвижения компании, улучшения ее имиджа, повышения инвестиционной привлекательности.
Владимир Постоловский, аналитик Brunswick UBS: “Для любой компании заинтересованной в доступе к рынку капитала проведение road show это и правило хорошего тона, и необходимость. Инвесторы всегда приветствуют максимальную открытость со стороны компаний, в которые они вкладывают деньги, и особенно любят непосредственное общение с менеджментом, что позволяет им сформировать свое мнение о качестве управления бизнесом. Надо также понимать, что у инвесторов хронический дефицит времени, и они зачастую физически не могут просматривать большой объем бумажной информации, а вот общение тет-а-тет и хорошо составленная презентация привлекут их внимание. Даже если компания уже вышла на рынок капитала, инвестор должен иметь возможность получать профессиональную информацию о ней и отслеживать динамику собственных инвестиций. Иными словами, система информирования инвестиционного сообщества должна работать на регулярной основе”.
По форме road show напоминает гастроли с определенным маршрутом, программой выступлений и строгим регламентом. Чаще всего мероприятия проводятся в странах с наиболее развитым и капиталоемким фондовым рынком - скажем, в США и Великобритании; на биржах этих государств эмитент может ожидать самый высокий спрос на свое предложение.
Теоретически в маршрутах компаний по мировым финансовым центрам могут значиться и азиатские мегаполисы, например Токио, Гонконг. В среднем road show занимает до двух недель.
Все мероприятия в рамках road show можно разделить на две части. Первая — так называемые встречи "один-на-один", когда проводятся конфиденциальные переговоры с представителем конкретного инвестора. Приватные беседы позволяют получить ответы на целый ряд вопросов, большинство из которых выходят за рамки стандартных рекламно-презентационных сообщений. Вторая — публичные мероприятия, презентации, брифинги, пресс-конференции, на которые приглашается широкий круг инвесторов и журналистов. Во встречах должен быть задействован топ-менеджмент компании: президент, генеральный директор, директор по развитию и т. д. Все ключевые фигуры встречаются с инвесторами и детально отвечают на любые интересующие их вопросы. Как правило, для организации и проведения road show (определение маршрута поездок, приглашение инвесторов и т. д.) компания-эмитент чаще всего обращается к профессионалам в области IR, финансовым консультантам или, если речь идет об IPO, — к андеррайтеру.
В ходе встреч с потенциальными инвесторами заполняется книга заявок. Андеррайтер, который называет примерный объем размещения и диапазон цены за акцию, получает предварительные сведения о том, сколько акций и по какой стоимости инвесторы готовы купить. Таким образом, проводится маркетинг размещения.
По завершении road show руководители компании договариваются с андеррайтерами о цене акций. Переговоры могут быть непростыми, поскольку от стоимости размещения напрямую зависит успех компании. Окончательное решение по вопросу цены зачастую принимается накануне даты, с которой регистрационная заявка вступает в силу.
После завершения road show готовится объявление о проведении размещения (Tombstone Ads), размещаемое в СМИ. В объявлении, как правило, содержится информация об объеме эмиссии, цена за акцию, адрес получения копий проспекта эмиссии, состав синдиката андеррайтеров. Такой способ информирования потенциальных инвесторов о намеченных торгах в США допускается только после регистрации в SEC. В России на этот счет никаких ограничений пока не предусмотрено.
- Кому нужны Investor Relations?
- История ipo
- Улучшение имиджа и рост доверия к компании
- Основные участники процесса размещения
- Инвестиционные банки
- Юридические фирмы
- Фондовые биржи
- Финансовые консультанты
- Аудиторские фирмы
- Цели ir в период, предшествующий регистрации
- Заявление о регистрации
- Депо3итарий
- Подготовка компании к публичному статусу
- Проведение процедуры due diligence
- Разработка и подача проспекта эмиссии
- Формирование синдиката андеррайтеров
- Проведение road show
- Размещение акций и подведение итогов
- Заключение
- Литература: