18.Государственный бюджет и его структура. Доходы и расходы центральных и местных органов власти. Бюджетный федерализм. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Функции государственного бюджета:
Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
Легально контролирует действия правительства
Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.
План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):
Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.
Доходы государственного бюджета:
Налоги на доходы юридических и физических лиц
Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
Поступление косвенных налогов и акцизов
Пошлины и неналоговые сборы
Региональные и местные налоги
Расходы государственного бюджета:
Промышленность
Социальная политика
Сельское хозяйство
Государственного управление
Международная деятельность
Оборона
Правоохранительная деятельность
Наука
Здравоохранение
Требования к бюджету:
Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.
Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.
В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.
Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Финансирование бюджетного дефицита
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.
Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.
Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.
Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:
Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).
Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:
акции и доли участия в предприятиях,
земельные участки и объекты природопользования,
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.
Источники финансирования дефицита бюджета
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники
Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:
средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
бюджетные кредиты;
кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
курсовая разница по средствам бюджета;
прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
- 1.Основные функции государства в рыночной экономике. Основные цели и инструменты государственного регулирования экономики.
- 2. Ввп, внд и различия между ними. Методы подсчета ввп.
- 3. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Ценовые индексы. Фактический и потенциальный ввп. Система национальных счетов.
- 4.Модель совокупного спроса (ad). Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Эффекты, влияющие на кривую совокупного спроса.
- 5.Модель совокупного предложения (as) как отражение взглядов основных школ в экономической теории. Неценовые факторы as. Макроэкономическое равновесие в модели «ad-as».
- 6.Предельная склонность к потреблению (mpc), предельная склонность к сбережению (mps) и их взаимосвязь. Функции потребления (с) и сбережения (s) в кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
- 7.Инвестиции и сбережения в кейнсианской теории. Модель «сбережения-инвестиции».
- 8.Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный доход – совокупные расходы» («кейнсианский крест»). Мультипликатор автономных расходов.
- 9.Экономический цикл. Экстернальные и интернальные теории экономических циклов. Виды циклов по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы (длинные волны Кондратьева).
- 10.Фазы среднесрочного цикла и движение основных макроэкономических показателей. Эффект акселератора.
- 11.Безработица и ее виды: циклическая, фрикционная и структурная безработица. Закон Оукена.
- 12.Деньги и их функции в экономике. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты м0, м1, м2, м3. Квази-деньги. Монетарное правило.
- 13.Денежная масса и денежная база. Процесс создания денежных депозитов (депозитный мультипликатор). Мультипликатор денежного предложения.
- 14.Центральный банк и его функции.
- 15.Инструменты кредитно-денежной политики центрального банка. Кредитно-денежная политика на различных фазах экономического цикла.
- 16.Налоги и их виды. Принципы налогообложения (принцип полученных благ и принцип платежеспособности). Бюджетно-налоговая политика государства и ее виды: стимулирующая и сдерживающая.
- 17.Налоговая ставка и ее виды. Кривая Лаффера.
- 18.Государственный бюджет и его структура. Доходы и расходы центральных и местных органов власти. Бюджетный федерализм. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- 19.Государственный долг (внутренний и внешний) и его последствия для экономики. Корпоративный долг.
- 20.Определение, измерение и виды инфляции. Понятие инфляционных ожиданий.
- 21.Инфляция спроса и инфляция издержек. Бюджетный дефицит и инфляция.
- 22.Инфляция и безработица: краткосрочная кривая Филлипса. Стагфляция. Естественный уровень безработицы и долгосрочная кривая Филлипса.
- 23.Международное разделение труда и специализация как основа международной торговли. Теория сравнительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева. «Голландская болезнь».
- 24.Политика свободной торговли и протекционизм. Аргументы в пользу и против протекционизма. Анализ выгод и потерь в излишке потребителя и в излишке производителя.
- 3.1. Защита молодых отраслей
- 3.2. Преодоление “голландской болезни”
- 3.3. Увеличение доходов госбюджета
- 3.4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности
- 4. Недостатки протекционизма
- 4.1. Инфляция
- 4.2. Ухудшение конкурентоспособности
- 4.3. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса
- 25.Платежный баланс и взаимосвязь его статей. Понятие дефицита и профицита платежного баланса.
- 26.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, плавающий и фиксированный. Концепция паритета покупательной способности.