19.Государственный долг (внутренний и внешний) и его последствия для экономики. Корпоративный долг.
Внешний долг - это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 1990-е гг. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.
Внутренний долг - это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.
Рост государственного долга - одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.
Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:
1) Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).
2) Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.
3) Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.
В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:
рост налоговых поступлений;
всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.
Внешний долг России медленно снижается, однако Россия всё ещё входит в число крупнейших стран-должников. Так, с 2002 г. до 2005 г. он снизился с 130,1 млрд. долл. до 110 млрд. долл. По отношению к ВВП государственный внешний долг составляет 40,5%, а по международным стандартам безопасный для экономики уровень должен быть не более 60%.
Долг Корпоративного Сектора - суммарный долг компаний одного направления деятельности друг другу или банкам.
Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.
- 1.Основные функции государства в рыночной экономике. Основные цели и инструменты государственного регулирования экономики.
- 2. Ввп, внд и различия между ними. Методы подсчета ввп.
- 3. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Ценовые индексы. Фактический и потенциальный ввп. Система национальных счетов.
- 4.Модель совокупного спроса (ad). Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Эффекты, влияющие на кривую совокупного спроса.
- 5.Модель совокупного предложения (as) как отражение взглядов основных школ в экономической теории. Неценовые факторы as. Макроэкономическое равновесие в модели «ad-as».
- 6.Предельная склонность к потреблению (mpc), предельная склонность к сбережению (mps) и их взаимосвязь. Функции потребления (с) и сбережения (s) в кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
- 7.Инвестиции и сбережения в кейнсианской теории. Модель «сбережения-инвестиции».
- 8.Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный доход – совокупные расходы» («кейнсианский крест»). Мультипликатор автономных расходов.
- 9.Экономический цикл. Экстернальные и интернальные теории экономических циклов. Виды циклов по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы (длинные волны Кондратьева).
- 10.Фазы среднесрочного цикла и движение основных макроэкономических показателей. Эффект акселератора.
- 11.Безработица и ее виды: циклическая, фрикционная и структурная безработица. Закон Оукена.
- 12.Деньги и их функции в экономике. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты м0, м1, м2, м3. Квази-деньги. Монетарное правило.
- 13.Денежная масса и денежная база. Процесс создания денежных депозитов (депозитный мультипликатор). Мультипликатор денежного предложения.
- 14.Центральный банк и его функции.
- 15.Инструменты кредитно-денежной политики центрального банка. Кредитно-денежная политика на различных фазах экономического цикла.
- 16.Налоги и их виды. Принципы налогообложения (принцип полученных благ и принцип платежеспособности). Бюджетно-налоговая политика государства и ее виды: стимулирующая и сдерживающая.
- 17.Налоговая ставка и ее виды. Кривая Лаффера.
- 18.Государственный бюджет и его структура. Доходы и расходы центральных и местных органов власти. Бюджетный федерализм. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- 19.Государственный долг (внутренний и внешний) и его последствия для экономики. Корпоративный долг.
- 20.Определение, измерение и виды инфляции. Понятие инфляционных ожиданий.
- 21.Инфляция спроса и инфляция издержек. Бюджетный дефицит и инфляция.
- 22.Инфляция и безработица: краткосрочная кривая Филлипса. Стагфляция. Естественный уровень безработицы и долгосрочная кривая Филлипса.
- 23.Международное разделение труда и специализация как основа международной торговли. Теория сравнительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева. «Голландская болезнь».
- 24.Политика свободной торговли и протекционизм. Аргументы в пользу и против протекционизма. Анализ выгод и потерь в излишке потребителя и в излишке производителя.
- 3.1. Защита молодых отраслей
- 3.2. Преодоление “голландской болезни”
- 3.3. Увеличение доходов госбюджета
- 3.4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности
- 4. Недостатки протекционизма
- 4.1. Инфляция
- 4.2. Ухудшение конкурентоспособности
- 4.3. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса
- 25.Платежный баланс и взаимосвязь его статей. Понятие дефицита и профицита платежного баланса.
- 26.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, плавающий и фиксированный. Концепция паритета покупательной способности.