4.3. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса
Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышениеобменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.
Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли, скорее всего, станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ(излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.
Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).
Иногда излишек потребителя называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.
Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по‑разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.
Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителя (рис. 1).
Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 2). На рис. 2 показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный излишек потребителя представлен заштрихованной площадью PEP1
Рис. 1. Излишек потребителя
На рис. 2 потеря излишка потребителя показана заштрихованной площадью РРМХЕ. Если бы монополист назначил для каждой единицы блага отдельную цену, выражающую максимальную сумму, которую потребители готовы за нее уплатить, то он мог бы присвоить весь потребительский излишек в форме выручки от проданного блага.
Рис. 2. Потеря излишка потребителя в условиях монополии
Излишек потребителя образуется из‑за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.
Из‑за того что потребители приобретают все потребленные единицы по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.
Излишек потребителя можно подсчитать на основе кривой рыночного спроса. Соотношение между спросом и излишком потребителя можно показать посредством определения кривой спроса на продукты питания (рис. 3).
Рис. 3. График излишка потребителя
На рис. 3 изображен условный пример. Предположим, что цена продуктов питания 40 р. за кг. Стоимость первого кг равна 40 р., но его «ценность» для потребителя – 100 р. Определение «ценности» возможно при использовании кривой спроса, которая позволяет установить максимальную цену, которую потребитель уплатит с целью покупки дополнительной единицы продуктов питания. Продовольствие можно приобрести, поскольку его цена на 60 р. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй кг также стоит покупать, ибо это дает избыточную стоимость в 50 р. (90 р. – 40 р.). Третий кг продовольствия дает излишек в 40 р. (80 р. – 40 р.). Четвертый кг дает излишек в 30 р., пятый – в 20 р., шестой – в 10 р. Седьмой кг продуктов питания дает нулевой излишек. Каждый последующий кг обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому потребитель предпочитает не приобретать больше продуктов питания.
Излишек потребителя получается сложением избыточной стоимости по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 3, совокупный излишек потребителя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.
При сложении многих отдельных излишков совокупный излишек потребителя измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, покупая блага на рынке. Соединение излишка потребителя с совокупными прибылями, извлекаемыми производителями, позволяет оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, определяющие поведение как потребителей, так и фирм на рынке. Таким образом, концепция излишка потребителя имеет существенное значение в экономике.
Использование концепции излишка потребителя весьма полезно при оценке результатов многих решений правительства, а также применяется при исследовании значительных преимуществ, получаемых гражданами.
Вместе с тем концепцию излишка потребителя можно толковать как потери потребителей от отсутствия того или иного блага на рынке или как процесс увеличения рыночной цены до точки, при которой объем спроса равен нулю.
Концепция излишка потребителя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.
Концепция излишка потребителя используется для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий.
ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.
Известно, что эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Иначе – это разница между действительным доходом производителя и альтернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.
Излишек производителя схож с излишком потребителя (рис. 4).
Рис. 4. Излишек производителя
На рис. 4 ОРе – равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стремятся предлагать определенный объем блага и реализовывать его по цене ОРе, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага. Так, один продавец намерен реализовывать объемOQ1 своего блага по цене OP1 при практической цене блага, равной OP1. В результате он получил бы излишек P1Pe. Общий излишек равен АРеЕ (на рис. 4 заштрихованная площадь).
Считается, что на рынке с совершенной конкуренцией выживут лишь наиболее эффективные предприниматели. В связи с тем, что равновесная рыночная цена в долгом периоде может лишь покрыть издержки производства производителя, включая нормальную прибыль, излишек производителя будет равен нулю.
На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превышению издержек производства.
Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.
ДЮПЮИ Жюль (1804–1866) – французский экономист, предшественник маржинализма. Одна из главных идей в его статье «Об измерении полезности общественных работ» (1844) связана с так называемым денежным измерителем избытка полезности для потребителя – «ценовым излишком». Последний, по его мнению, является денежным измерителем максимально возможного дохода, возникающего с возможностью потребителя покупать каждую единицу товара по неизменной цене. Это показывает, что Дюпюи первым отчетливо сформулировал законы предельного анализа.
- 1.Основные функции государства в рыночной экономике. Основные цели и инструменты государственного регулирования экономики.
- 2. Ввп, внд и различия между ними. Методы подсчета ввп.
- 3. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор. Ценовые индексы. Фактический и потенциальный ввп. Система национальных счетов.
- 4.Модель совокупного спроса (ad). Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Эффекты, влияющие на кривую совокупного спроса.
- 5.Модель совокупного предложения (as) как отражение взглядов основных школ в экономической теории. Неценовые факторы as. Макроэкономическое равновесие в модели «ad-as».
- 6.Предельная склонность к потреблению (mpc), предельная склонность к сбережению (mps) и их взаимосвязь. Функции потребления (с) и сбережения (s) в кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
- 7.Инвестиции и сбережения в кейнсианской теории. Модель «сбережения-инвестиции».
- 8.Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный доход – совокупные расходы» («кейнсианский крест»). Мультипликатор автономных расходов.
- 9.Экономический цикл. Экстернальные и интернальные теории экономических циклов. Виды циклов по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы (длинные волны Кондратьева).
- 10.Фазы среднесрочного цикла и движение основных макроэкономических показателей. Эффект акселератора.
- 11.Безработица и ее виды: циклическая, фрикционная и структурная безработица. Закон Оукена.
- 12.Деньги и их функции в экономике. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты м0, м1, м2, м3. Квази-деньги. Монетарное правило.
- 13.Денежная масса и денежная база. Процесс создания денежных депозитов (депозитный мультипликатор). Мультипликатор денежного предложения.
- 14.Центральный банк и его функции.
- 15.Инструменты кредитно-денежной политики центрального банка. Кредитно-денежная политика на различных фазах экономического цикла.
- 16.Налоги и их виды. Принципы налогообложения (принцип полученных благ и принцип платежеспособности). Бюджетно-налоговая политика государства и ее виды: стимулирующая и сдерживающая.
- 17.Налоговая ставка и ее виды. Кривая Лаффера.
- 18.Государственный бюджет и его структура. Доходы и расходы центральных и местных органов власти. Бюджетный федерализм. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
- 19.Государственный долг (внутренний и внешний) и его последствия для экономики. Корпоративный долг.
- 20.Определение, измерение и виды инфляции. Понятие инфляционных ожиданий.
- 21.Инфляция спроса и инфляция издержек. Бюджетный дефицит и инфляция.
- 22.Инфляция и безработица: краткосрочная кривая Филлипса. Стагфляция. Естественный уровень безработицы и долгосрочная кривая Филлипса.
- 23.Международное разделение труда и специализация как основа международной торговли. Теория сравнительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина и парадокс Леонтьева. «Голландская болезнь».
- 24.Политика свободной торговли и протекционизм. Аргументы в пользу и против протекционизма. Анализ выгод и потерь в излишке потребителя и в излишке производителя.
- 3.1. Защита молодых отраслей
- 3.2. Преодоление “голландской болезни”
- 3.3. Увеличение доходов госбюджета
- 3.4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности
- 4. Недостатки протекционизма
- 4.1. Инфляция
- 4.2. Ухудшение конкурентоспособности
- 4.3. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса
- 25.Платежный баланс и взаимосвязь его статей. Понятие дефицита и профицита платежного баланса.
- 26.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, плавающий и фиксированный. Концепция паритета покупательной способности.