logo search
otvety_po_finansam

2. Основные отрасли и виды страхования

Законодательство Украины различает две главных от­расли страхования. Одна из них основана на идее попечи­тельства об общественном благе, составляет часть социаль­ной политики государства и именуется общеобязательным государственным социальным страхованием, или, скорее, страхованием трудящихся. И вторая отрасль - это страхо­вание. Под ним согласно Закону Украины «О страховании» от 7 марта 1996 года № 85/96-ВР, предусматривают все отрасли страхования, исключая социальное страхование. Иногда ее называют еще частным страхованием.

Правоотношения, возникающие при осуществлении общеобязательного государственного социального страхо­вания, являются финансовыми правоотношениями. Во-первых, эти отношения всегда имеют денежный характер. Во-вторых, одна из сторон правоотношений (страховщик) наделен государством властными полномочиями по отно­шению к другим участникам отношений, т.е. отсутствует равенство сторон. В-третьих, отношения по осуществлению общеобязательного государственного социального страхо­вания возникают, изменяются и приостанавливаются на основании закона, а не волеизъявления сторон.

Страховщиками по социальному страхованию являют­ся целевые страховые фонды с пенсионного страхования; медицинского страхования; страхование в связи с времен­ной потерей трудоспособности и затратами, обусловлен­ными рождением и погребением; страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; страхование на случай безработицы. Страховые фонды являются организациями, которые осуществляют руководство и управления отдельными видами общеобя­зательного государственного социального страхования, осуществляют сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль за использованием средств, обеспечивают фи­нансирование выплат по социальному страхованию.

Основными страхователями по социальному страхова­нию выступают работодатели.

Правоотношения, возникающие при частном страхова­нии, - это гражданско-правовые отношения. Для этих от­ношений характерно равенство сторон, которое сохраняет­ся даже при осуществлении обязательных видов страхова­ния, предусмотренных статьей 7 Закона Украины «О стра­ховании».

Страховщиками по частному страхованию являются субъекты хозяйственной деятельности - юридические лица, созданные в форме акционерных, полных, комман­дитных обществ либо общества с дополнительной ответст­венностью. Предусмотрено, что страховщиком может быть также юридическое лицо, единственным собственником которого является государство. Однако, несмотря на то, что организация является государственной, оно не наделяется государством властными полномочиями.

Страхователями по частному страхованию выступают юридические лица и дееспособные физические лица, кото­рые заключили договор страхования, уплатили соответст­вующие платежи и имеют право в случаи наступления страхового случая получить возмещение в пределах стра­ховой суммы.

Классификация страхования на виды осуществляется в зависимости от объектов страхования.

Статья 4 Закона Украины «О страховании» определяет следующие виды страхования:

Согласно Основам законодательства Украины об обще­обязательном государственном социальном страховании, объектом социального страхования является страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена ее семьи, иного лица) возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг. В зависи­мости от страхового случая в Украине предусмотрено осу­ществление таких видов общеобязательного государствен­ного социального страхования:

Независимо от вида общеобязательное государственное социальное страхование граждан Украины осуществляется по принципам:

По форме проведения страхование делится на: добро­вольное и обязательное.

Добровольное страхование - это страхование, которое осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами стра­хования, которые разрабатываются страховщиком само­стоятельно и подлежат обязательной регистрации в Упол­номоченном органе. Конкретные условия страхования оп­ределяются при заключении договора страхования. Виды добровольного страхования в настоящее время закреплены в статье 6 Закона Украины «О страховании»: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование (беспрерывное страхование здоровья), страхо­вание здоровья на случай болезни, страхование железнодо­рожного транспорта, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), страхование воздушного транс­порта, страхование водного транспорта (морского, внутрен­него и иных видов водного транспорта), страхования грузов и багажа (грузобагажа), страхование от огневых рисков и рисков стихийных явлений, страхование имущества, стра­хования гражданской ответственности владельцев назем­ного транспорта (включая ответственность перевозчика), страхования ответственности владельцев воздушного транс­порта (включая ответственность перевозчика), страхования ответственности владельцев водного транспорта (включая ответственность перевозчика), страхование ответственности перед третьими лицами, страхования инвестиций, страхо­вание финансовых рисков, страхование выданных гарантий (поручительств) и принятых гарантий, страхование меди­цинских затрат.

Обязательное страхование- это страхование, которое осуществляется на основании нормативно-правового акта. Общие условия и порядок проведения обязательного стра­хования определяются нормативно-правовым актом. Со­циальное страхование является обязательным страхова­нием, общие условия и порядок проведения определяются законами, регулирующими конкретный вид социального страхования. Порядок и правила проведения обязательно­го частного страхования устанавливается Кабинетом Ми­нистров Украины. Обязательность страхования устанав­ливается государством, как правило, когда предоставление денежной помощи касается интересов не только конкрет­ного лица, которое пострадало, но и общественных инте­ресов. В статье 7 Закона Украины «О страховании» приве­ден исчерпывающий перечень видов обязательного стра­хования. В последнее время данный перечень значительно расширен.

Особым видом обязательного частного страхования яв­ляется государственное обязательное личное страхование определенных государственных служащих. Особенность данного вида страхователя заключается в порядке прове­дения этого страхования, а также в том, что страхователем является государство (страховые платежи уплачиваются за счет Государственного бюджета). Соответственно дейст­вующему законодательству Украины в данное время осу­ществляется государственное личное страхование военно­служащих и военнообязанных, призванных на сборы; го­сударственное личное страхование лиц рядового, началь­ствующего и вольнонаемного состава органов и подразделов внутренних дел; государственное обязательное личное страхование медицинских и фармацевтических работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита чело­века при выполнении ими служебных обязанностей; госу­дарственное обязательное личное страхование работников таможенных органов; государственное обязательное личное страхование работников прокуратуры; государственное страхование жизни народных депутатов; государственное личное страхование должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы в Украине; государствен­ное личное страхование должностных лиц государственных налоговых инспекций; государственное обязательное стра­хование должностных лиц государственных органов в де­лах защиты прав потребителей; государственное страхова­ние должностных лиц инспекций государственного архи­тектурно-строительного контроля; государственное стра­хование работников государственной лесной охраны; страхование жизни и здоровья специалистов ветеринарной медицины; государственное страхование жизни и здоровья судей.

3 Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Бюджетный дефицит – это превышения расходной части бюджета над доходной.  В условиях идеального состояния экономики такое явление отсутствующее, поскольку государство может оптимально сравнивать объем своих расходов соответственно с финансовыми возможностями без любого вреда для общества.

Однако на практике такая ситуация наблюдается редко, особенно когда государства переживают кризис в экономике.

4 Причины возникновения дефицита обусловлены:

  • чрезвычайными событиями (войны, эпидемии, стихийные бедствия и т.п.), что нуждается в использовании большого объема денежных средств, а обычных резервов не хватает;

  • необходимостью осуществления больших государственных вложений в развитие экономики с целью ее структурной перестройки, которая в будущему даст возможность обеспечить прирост валового внутреннего продукта, укрепить экономическое могущество государства и повысить материальный уровень жизни населения. Это явление отображает не кризис в экономической жизни общества, а государственное регулирование экономики, направленное на обеспечение прогрессивных сдвигов в обществе;

  • кризисными явлениями в экономике, ее развалом;

  • неэффективность финансово-кредитных связей;

  • несовершенством финансового законодательства и т.п.

В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

В Украине в 90-х годах наблюдалось резкое увеличение бюджетного дефицита, которое было обусловлено такими негативными явлениями:

1) резким снижение эффективности производства, которое сопровождалось сокращением объемов валового внутреннего продукта;

2) значительному ростом и нерациональной структурой бюджетных расходов;

3) неэффективным функционированием бюджетного механизма, которое не позволило государству использовать его в качестве стимула в развитии экономики и социальной сферы;

4) несовершенством и частыми изменениями финансового законодательства, которые содействовали неуверенности производителей в целесообразности расширения производства и оттока капитала из Украины.

Эти и ряд других причин содействовали дестабилизации экономики, снижению доходов бюджета, значительному увеличению бюджетного дефицита, который в свою очередь привело к наращиванию инфляционных процессов, рост цен на товары и услуги, снижение материального благосостояния населения и других негативных явлений.

Принятие Государственного бюджета Украины или бюджета АР Крым, местных бюджетов на соответствующий бюджетный период разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы государственного долга.

Бюджет АР Крым и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом исключительно в части дефицита бюджета развития. Дефицит бюджета АР Крым и городских бюджетов покрывается за счет заимствований.

Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не допускается.

Негативные последствия большого бюджетного дефицита спешно нуждаются в осуществлении системы мер по его преодолению, проводке активной финансовой политики, использование общепринятых методов борьбы с дефицитом.

В мировой практике используют два основных методы покрытия дефицита бюджета: безэмиссионный и эмиссионный. Наиболее эффективным есть безэмиссионный метод, с помощью которого можно избавиться дефицита без дополнительного выпуска денег в обращение.

Безэмиссионный метод покрытия дефицита бюджета предусматривает привлечение до этого процесса внешних и внутренних источников. Внешними источниками могут быть кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, а также безвозмездная и безвозвратная финансовая помощь под целевые программы, которые имеют международное значение. Внутренними источниками могут быть кредиты Национального Банка Украины, доходы от операций с ценными бумагами и т.п.

Наличие внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета предопределяет возникновение внутреннего и внешнего государственного долга, поэтому государство должно осуществлять эффективный контроль и управление государственным долгом.

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита предусматривает использование денежно-кредитной эмиссии. Такой метод есть не совсем целесообразным, поскольку отрицательно отображается на экономической ситуации в государстве. Поэтому Бюджетным кодексом определено, что эмиссионные средства Национального Банка Украины не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.

Итак, государство обязано формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита. Меры в этом плане содействовали бы, с одной стороны, увеличению доходов бюджета, а из другого, - сокращению государственных расходов. К таким мерам можно отнести:

  • пересмотр направлений направления бюджетных средств и определение приоритетов, в частности, финансирование расходов на развитие областей, которые определяют экономическое могущество государства, обеспечивают внедрение передовых научных технологий в производство и т.п.;

  • создание благоприятных экономических условий для субъектов хозяйствования путем уменьшения налоговой давки;

  • широкое привлечение в Украину иностранного капитала;

  • сокращение объемов государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;

  • снижение расходов на управление и т.п.