19. Государственные финансы в финансовой системе
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на государственном и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятельности органов власти и управления.
Для выполнения общих функций в границах государства формируется государственный бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.
В системе бюджетных отношений Украины особое звено составляют областные бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения областями своих государственных функций.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.
Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и областного значения (инновационный, природоохранительный и т.д.).
Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.
С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения.
Структура государственных финансов Украины Бюджеты разных уровней, (федеральные, республиканские, местные) являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления. Для выполнения общих функций в Украине формируется государственный бюджет, благодаря которому обеспечивается: 1) осуществление общегосударственных мер по стабилизации экономики; 2) развитие социальной сферы; 3) охрана внешних границ; 4) содержание вооружённых сил; 5) содержание органов управления; 6) выполнение международных экономических и политических соглашений. ^ Республиканский (областной) бюджет распределяется в целях: - обеспечения прогрессивной структуры общественного производства; - усиления социальной направленности развития экономики; - поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной области; ^ Местный бюджет: - используется для регулирования экономических процессов; - влияет на размещение производительных сил; - способствует повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов; Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они. хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее, организационно отделены от бюджетов и имеют определённую самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: 1) фонд социального страхования; 2)пенсионный фонд; 3) целевые фонды (инновационный, регионального развития, природоохранный) Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня - финансирование отдельных целевых мероприятий за счёт целевых отчислений. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование социальных мероприятий, так как использование внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, поэтому и расходуется в более оперативном режиме. Внебюджетные фонды выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства. В настоящее время формирование бюджетных и внебюджетных фондов находится в распоряжении местных органов власти. Характерна определенная специфика, если на их территории создаётся СЭЗ (свободная экономическая зона), т.е. специальная территория с особым правовым режимом, помогающим привлечь иностранных инвесторов и использовать передовую зарубежную технологию и опыт для эффективного развития экономической и социальной инфраструктуры зоны. Для управления СЭЗ создаётся административный Совет, которому местные исполнительные власти отдают часть своих полномочий. Административный Совет СЭЗ определяет механизм формирования и использования финансовых ресурсов и устанавливает порядок их регулирования, например, для иностранных и совместных предприятий на территории СЭЗ действует льготный режим налогообложения - полностью или частично в течение некоторого времени может не облагаться налогом: а) прибыль предприятия; б) прибыль, инвестируемая на территорию СЭЗ в производство товаров народного потребления, медикаментов и наукоемкой продукции; в) часть прибыли, направляемая на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятия, организации, населения и их передачи во времени органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Основные формы государственного кредита - займы и казначейские ссуды.
- 2. Основные отрасли и виды страхования
- 5. Финансовые ресурсы предприятия
- 6. Принципы функционирования бюджетной системы
- 7. Понятие платежеспособности предприятия
- 8. Финансовая система Украины
- 9. Прибыль предприятия
- 10. Организация управления финансами на государственном уровне
- 12. Собственные источники финансовых ресурсов предприятия
- 13. Бюджет, его значение в финансовой системе
- 14. Целевые фонды предприятий
- 15. Финансовый менеджмент, его основные концепции
- 16. Функции финансов
- Валютный курс Валютный паритет
- Различают следующие виды валютного курса:
- 18. Налоги, их функции и роль в финансовой системе
- 19. Государственные финансы в финансовой системе
- 20). Структура валютного рынка.
- 21. Бюджет государства и принципы его построения.
- 22. Формирование государственного долга страны
- 23. Проблемы управления государственным долгом.
- 24. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
- 25. Бюджетная классификация.
- 26. Субъекты валютного рынка
- 27. Государственная финансовая политика
- 28. Виды финансовой политики
- 29. Финансы предприятия в финансовой системе государства
- 30. Бюджетный федерализм и его основные принципы
- 31. Налоговая система и ее элементы
- 32. Финансовые отношения предприятия