logo search
госы_Управление финансами

Объекты финансового регулирования: макроэкономические стоимостные пропорции, сегменты рынка и экономики, финансовая обеспеченность территорий страны и социальная сфера

Отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества - основные объекты госу­дарственного финансового регулирования.

Одной из важ­нейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отрас­лей промышленности по сравнению с добывающими. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

- налоговое регулирование (изменение состава налогов, налого­вых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.);

- амортизационная политика (тесно связана с налоговым регули­рованием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

- различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муници­пальный заказы, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государ­ственные и муниципальные гарантии);

- льготное кредитова­ние и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих бан­ков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субси­дированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в той или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Территориальные пропорции. Необходимость фи­нансового воздействия на территориальные пропорции (выравнива­ние уровня социально-экономического развития территорий) акту­альна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и дру­гих факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. В Российской Федерации одна из сложнейших проблем – дифференциация эко­номического потенциала различных регионов. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных отношений, финансиро­вание целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. 

Регулирование социальных процессов. В ст. 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому го­сударственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов от­дельных социальных групп. Финансовыми методами воздействия на социальные процессы яв­ляются: финансирование гарантированных государством прямых де­нежных выплат гражданам; финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг; государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство по­требительских товаров и услуг первой необходимости;

  1. Денежно-кредитное регулирование, валютное регулирование, государственное регулирование цен на социально значимые товары, антикризисное регулирование и реструктуризация экономики и социальной сферы, налоговое регулирование, территориальное выравнивание бюджетной обеспеченности и др.

Государство, применяя адекватные финансовые формы, методы и инструменты, осуществляет финансовое регулирование экономики и социальной сферы по следующим объектным видам:

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости;

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. К основным элементам валютного регулирования можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 22.07.2008 года). Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Государственное регулирование цен на социально значимые товары. Практически в каждой стране применяются инструменты прямого регулирования:

— установление перечня товаров, на которые регулируются цены органами власти;

— мониторинг цен, в том числе со стороны государственных и общественных контролёров;

— «замораживание» и установление фиксированных цен;

— установление минимально допустимых цен;

— установление предельных уровней цен и/или прибыли;

— установление справочных цен, диапазона цен;

— регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё;

— штрафные санкции и другие правовые последствия за нарушение ценовой дисциплины и установленных в законодательном порядке правил ценообразования.

Основные принципы определения предельных размеров торговых надбавок к ценам на отдельные социально значимые товары основываются на затратном подходе и состоят в следующем.

1. Определение размеров предельных торговых надбавок производится на основании расчетных материалов, представленных предприятиями розничной торговли, осуществляющими реализацию социально значимых товаров на территории субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления проводят анализ размеров торговых надбавок, и учитывают результаты этого анализа при установлении размеров предельных торговых надбавок.

3. Размеры предельных торговых надбавок на социально значимые товары устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления с учётом:

— возмещения предприятиями розничной торговли экономически обоснованных издержек обращения, связанных с закупкой, хранением и реализацией социально значимых товаров;

— минимального размера прибыли — 20% к текущим расходам, или среднеотраслевого уровня прибыли в процентах к объему товарооборота.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. В рамках такой политики выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Антикризисная политика в РФ осуществляется путем формирования и использования Резерв­ного фонда, Фонда национального благосостояния, Инвести­ционного фонда РФ и иных фондов, бюджетное финансирова­ние национальных проектов, государственных целевых про­грамм и др.

Налоговое регулирование — совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного налога, налогу на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготу поощряющих деловую активность.

Территориальное выравнивание бюджетной обеспеченности предполагает вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание. Целью первого является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций. Целью второго - обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.