logo
госы_Управление финансами

Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Внешний долг России на 1 января 2015 года составил $599,497 млрд.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом заключается в формировании политики в отношении государственного долга, в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования), в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга  общегосударственных программ.

В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:

- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

- контроль за состоянием государственного долга.

Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Методы, применяемые в международной практике, можно разделить на две группы: административные и рыночные. К административным методам управления долгом относят аннулирование, списание долговых обязательств, реструктуризацию и рефинансирование. Во вторую группу методов управления государственным долгом входят экономические инструменты, среди которых обычно выделяют следующие: конверсия (своп) долга, секьюритизация (эмиссия новых долговых обязательств в виде облигаций, обмениваемых на старый долг или подлежащих продаже на открытом рынке) и выкуп (или досрочное погашение) долга.