Негосударственные пенсионные фонды как особая форма некоммерческой организации социального обеспечения
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).
Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.
Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.
За последние годы в пенсионной системе России произошло очень много изменений, проведена пенсионная реформа – произошла смена пенсионного строя. На смену распределительной пенсионной системе, существовавшей в СССР и в России до 2002 года, пришла распределительно-накопительная модель, которая дала возможность нашим гражданам самим влиять на размер своих будущих пенсий.
Наиболее распространенная пенсионная система, применяемая в мире – накопительная. Накопительная система предусматривает наличие персонального пенсионного счета, на который работающий производит отчисления в счет своей будущей пенсии, т.е. формирует собственный пенсионный капитал. Управлением пенсионными накоплениями, обеспечивающим дополнительную инвестиционную доходность, занимаются частные пенсионные фонды. Ни в одной стране мира государство не занимается «зарабатыванием» денег для пенсионеров. Задача государства – обеспечить единый базовый уровень пенсионного обеспечения и создать механизм, позволяющий гражданам эффективно и надежно формировать свой пенсионный капитал. Такая модель действует во многих европейских странах.
Пенсионные отчисления осуществляет работодатель, который уплачивает за каждого своего работника единый социальный налог (ЕСН). Большая часть – 20% – идет на формирование трудовой пенсии, которая в свою очередь ложится в распределительно-накопительный механизм пенсионной системы.
Сегодня трудовая пенсия состоит из 3 частей – базовой (6%), страховой (8%) и накопительной (6%). Базовая и страховая – это части распределительной системы. Базовая часть едина для всех, гарантируется всем гражданам в одинаковом размере, не зависит от заработка и стажа работы. Страховая часть зависит от заработка, стажа работы и суммы уплаченных страховых взносов, однако ее максимальный размер ограничен. А вот накопительная часть зависит и от заработка, и от стажа работы, и от суммы уплаченных страховых взносов, а также от полученного инвестиционного дохода при размещении этих взносов. Максимальный размер накопительной части не ограничен, и – самое главное – можно лично влиять на размер своей накопительной части трудовой пенсии. Единственное, накопительная часть есть не у всех граждан. Существует ограничение по возрасту. У работающих граждан – мужчин старше 57 лет и женщин старше 53 лет – пенсия формируется только за счет базовой и страховой частей.
Все пенсионные отчисления граждан идут в Пенсионный Фонд РФ.
После принятия закона о пенсиях в 2002 году государство дало своим гражданам право самостоятельно выбирать компанию, осуществляющую управление накопительной частью трудовой пенсии.
По умолчанию, если работник не сделал выбор, то его счетом управляет государственная управляющая компания – «Внешэкономбанк».
Основным преимуществом негосударственных пенсионных фондов, бесспорно, является размер инвестиционного дохода. При абсолютно равных условиях эффективность управления пенсионными накоплениями в негосударственном фонде выше, чем в государственном. Это достигается за счет большей гибкости и подвижности в возможностях инвестиционного управления частной компании. За счет более широкой, но при этом строго регламентированной законодательством структурой инвестиционного портфеля и благодаря высоким корпоративным стандартам управления. Кроме этого, деятельность негосударственного пенсионного фонда прозрачна. Отношения между клиентом и негосударственным пенсионным фондом скреплены договором, т.е. документарно закреплены ответственность и условия, чего не предусмотрено во взаимоотношениях с государственным фондом.
- Модель многоуровневой пенсионной системы
- Механизмы финансирования пенсий
- Характеристика накопительной и распределительной пенсионной системы
- Налогообложение – важнейший инструмент финансирования социальной работы
- Предпринимательская деятельность в системе социальных служб
- Финансирование региональных программ
- Сущность и значение финансового обеспечения социальной работы
- Государственные внебюджетные фонды
- Правовая основа финансирования системы социальной защиты населения
- Основные источники и порядок финансирования социальной работы
- Прямое и косвенное финансирование социальной работы
- Сущность социального страхования как ведущей организационно-правовой формы социального обеспечения
- Государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) социальное страхование
- Государственные страховые риски и случаи
- Проблема соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в современной России
- Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности)
- Неопределенность понятия «бедность» в современной России
- Основные категории малообеспеченного населения
- Негосударственные пенсионные фонды как особая форма некоммерческой организации социального обеспечения
- Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики
- Меры по профилактике и преодолению бедности
- Абсолютная и относительная бедность: основные критерии
- Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность»
- Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан
- «Пенсионное обеспечение по старости как ведущее направление социального обеспечения граждан»
- Реформирование пенсионных систем за рубежом Модели пенсионных систем, сложившихся в мировой практике
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Истоки кризиса пенсионной системы
- Развитие пенсионного обеспечения граждан в России
- Принципы, формы и методы бюджетного финансирования
- Методы бюджетного финансирования
- Основные проблемы бюджетного финансирования
- Бюджетные дотации и их социальное значение
- Назначение и порядок формирования внебюджетных фондов
- Особенности финансирования социальной работы из местного бюджета
- Социальное обеспечение, его виды и функции
- История развития социального страхования в России