logo
ЭОСР

Проблема соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в современной России

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд.

МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).

Хотя МРОТ применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Конвенцию Международной организации труда/ООН № 131 «О минимальной заработной плате, 1970»[1] исполняют не все страны (Minimum Wage Fixing Convention, 1970).

Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура — МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Прожиточный минимум должен быть равен минимальной заработной плате в стране. Однако в России сложилось иное положение. Так, в сентябре 1992 г. соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума составляло 1 : 3,5, а в сентябре 1996 г. — уже 1 : 4,8, т. е. разрыв между показателями увеличивается. Это связано с тем, что в силу финансовых трудностей в стране величина минимальной заработной платы определяется не прожиточным минимумом, а наличием средств. В перспективе важнейшей задачей российского правительства является сближение в целях уравнивания размера минимальной заработной платы и размера прожиточного минимума.