logo search
Otvety_1-27

18. Муниципальные финансы как основа организации местного самоуправления. Особенности доходов и расходов муниципальных бюджетов.

Муниципальные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

- бюджетные и внебюджетные:

- налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной собственности и предоставления услуг):

- собственные и заемные:

- законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие), либо целевым назначением для выполнения отдельных государственных полномочии и программ:

- средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений.

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

- на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

- на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Доходы местных бюджетов состоят из собственных, то есть закрепленных, и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам относятся:

- местные налоги и сборы:

- доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе:

- доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования:

- платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами:

- доходы от проведения муниципальных займов и лотерей;

- часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий;

- доходы от муниципальных ценных бумаг:

- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством;

- государственная пошлина, установленная федеральным законодательством;

- отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов;

- отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов;

- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

- добровольные пожертвования

- другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.

К регулирующим доходам относятся:

- отчисления от федеральных и региональных налогов, устанавливаемые ежегодно (или на срок не менее трех лет) законодательством субъектов РФ для каждого муниципального образования индивидуально в целях бюджетного регулирования;

- финансовая помощь в различных формах.

Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных и региональных законов (в основном связанных с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются:

- Финансирование муниципального хозяйства. Различные муниципальные образования расходуют на эти цели от трети до половины расходов бюджета. Столь значительная доля этой статьи расходов объясняется высокой дотационностью жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта, наличием многочисленных социальных льгот для отдельных слоев населения.

- Финансирование социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная помощь и др.). На эти цели расходуется 30-40% местного бюджета. Всего на перечисленные два главных направления тратится пятьдесят и более процентов бюджетных расходов.

- Расходы на управление.

- Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссуда.

- Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а так же гражданской ответственности и предпринимательского риска.

- Прочие расходы, в том числе непредвиденные.

В бюджете текущих расходов могут выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным статьям обычно относятся расходы на заработную плату, на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, на питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), на медикаменты, на выплату пособий и компенсаций и др. Однако при существенном недовыполнении доходов бюджета сохранить в целости защищенные статьи не удается, о чем свидетельствуют массовые задержки выдачи заработной платы в бюджетных организациях. Ряд муниципальных образований уже отказался от выделения защищенных статей своих бюджетов.

Средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и неплатежей по текущим расходам большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет займов.

19. Основные концепции происхождения денег. Роль денег в рыночной экономике.

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Они используются на земле примерно 7 тысячелетий и, по общепринятому мнению, являются главным фактором прогресса, который в свою очередь способствует развитию денежной сферы. В современных условиях необычайно усложнились виды и формы денег (и данный процесс продолжается), что серьезно затрудняет их изучение и приводит к большим разногласиям в трактовке понятий, связанных с деньгами.

Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента.

Деньги - необычайно интересная сфера экономики, важнейший раздел экономической науки. Деньги представляют собой нечто гораздо большее, чем простой инструмент, облегчающий работу экономики. Деньги играют огромную роль в жизни страны, актуальность этой темы неоспорима. Это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они тенге, рублями, долларами, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. В настоящее время существуют две основные концепции происхождения денег:

1. Рационалистическая

2. Эволюционная.

Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций. Таким образом, данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегчающий обмен и сокращающий его издержки.

Рационалистическая концепция происхождения денег впервые была сформулирована древнегреческим философом и ученым Аристотелем, который считал, что деньги стали деньгами не по своей внутренней природе, а в силу закона, поэтому люди могут изменить этот закон и сделать деньги бесполезными. Она была господствующей в экономической науке вплоть до XIX в. В настоящее время ее придерживается большинство западных экономистов.

Для ранних этапов развития западной денежной теории была характерна абсолютизация роли государства в возникновении денег: государство создает деньги в процессе их эмиссии и законодательно наделяет их покупательной силой -- следовательно, деньги являются творением государственной власти. Современные западные экономисты уже не придерживаются чисто правовой трактовки происхождения денег и рассматривают закон только как одну из причин их возникновения. Они считают, что затруднения при обмене в бартерной экономике привели к заключению соглашения между людьми об использовании единицы счета, стандартного средства обращения, а затем это соглашение было закреплено государственным законом.

Объясняя появление денег недостатками прямого товарного обмена, западные экономисты выделяют две основные проблемы бартерных сделок:

1. Поиск двойного совпадения, то есть двух товаропроизводителей, взаимно заинтересованных в приобретении продукции друг друга. Обычно рассчитывается число возможных комбинаций обмена при заданном количестве товаров, участвующих в обмене, что иллюстрирует неэффективность прямого обмена товарами: для обмена своего товара на необходимый ему товар товаропроизводитель может быть вынужден совершить множество обменов, пока не произойдет двойного совпадения интересов;

2. Определение цен товаров и услуг. В денежной экономике каждый товар имеет только одну цену, выраженную в денежных единицах, а значит общее количество цен равно количеству участвующих в обмене товаров. В бартерной экономике каждый товар оценивается в единицах других товаров, на которые он обменивается. В связи с этим, по мере увеличения товарного ассортимента быстро возрастает количество цен, что очень затрудняет обмен (например, если в обмене будет участвовать 1 тысяча различных товаров, то количество цен в бартерной экономике будет достигать почти 500 тысяч).

С развитием производства и увеличением масштабов торговли прямой бартер все больше усложнял обмен между производителями продукции. Эти затруднения и привели к тому, что люди стали использовать деньги для облегчения процесса обмена, в результате чего резко сократилось количество необходимых обменных операций и используемых цен, оптимизировались издержки обращения.

Таким образом, по мнению западных экономистов, деньги были придуманы людьми для использования их в качестве технического инструмента обмена для снижения издержек и повышения эффективности товарного обращения. Согласно рационалистической концепции, деньги являются продуктом сознания людей, а не объективного развития процессов производства и обмена.

В отечественной экономической литературе общепризнанной является эволюционная теория происхождения денег.

Эволюционная концепция происхождения денег была впервые разработана К. Марксом. Для объяснения необходимости денег он использовал историко-материалистический подход, согласно которому в процессе производства люди независимо от своей воли вступают в определенные необходимые производственные отношения, развивающиеся по объективным законам. С этих позиций происхождение денег объясняется объективными закономерностями развития воспроизводства.

Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. В данной концепции появление денег связывается с началом перехода от натурального хозяйства к товарному, с развитием форм стоимости (форм выражения стоимости). Объектом исследования является товар как единство потребительной и меновой стоимостей.

Товары создаются в процессе производства трудом, который имеет двойственный характер: с одной стороны, он является видом конкретного труда, имеющего частный характер и создающего потребительную стоимость товара, с другой стороны -- частью всеобщего общественного труда, создающего стоимость товара. Но общественный характер труда, затраченного на производство товара, может проявиться только при обмене путем приравнивания разных товаров, а стоимость товаров может найти выражение лишь в форме меновой стоимости. Анализируя исторический процесс развития обмена, К. Маркс выделил четыре формы стоимости.

1. Простая (случайная) форма стоимости соответствует самой ранней стадии развития обмена, когда он носил случайный характер, а объектом меновых сделок становились, как правило, продукты, которые по каким-либо причинам оказывались в избытке. Продукты обычно производились для себя и обменивались от случая к случаю.

В роли эквивалента выступал один случайный товар.

2. С развитием товарного производства, в обмен втягивается все большее количество товаров, и он приобретает регулярный характер, появляется полная (развернутая) форма стоимости.

В отличие от простой формы стоимости, где пропорции обмена могут оказаться случайными, в полной форме стоимости становится очевидной зависимость меновых пропорций от величины стоимости товаров. Ее недостатком является незавершенность относительного выражения стоимости товара, играющего активную роль, поскольку его стоимость может быть выражена все новыми и новыми товарами, находящимися в эквивалентной форме.

3. Всеобщая форма стоимости соответствует этапу развития обмена, когда на региональных рынках произошло выделение специфических товаров, за которыми закрепились функции всеобщего эквивалента.

Роль денег меняется в связи с изменением условий развития экономики. При переходе к рыночной экономике их роль повышается. Расширяется сфера применения денег при приватизации предприятий и имущества, включая недвижимость. Усиливается роль денег в обоснованной оценке имущества, а также в приобретении имущества, так как необходимо располагать соответствующей суммой денег, накопление которых требует немалых усилий.

Деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.

C их помощью можно определить не только суммарную величину издержек на производство каждого вида продукции и совокупного их объема, но и результаты производства посредством цены отдельных видов продукции, всего ее объема, величину полученной прибыли. Применение денег позволяет сопоставить выручку от реализации продукции и отдельных ее видов с издержками на ее производство, оценить выгодность производства каждого вида продукции. При этом создаются предпосылки для усиления заинтересованности в расширении производства наиболее выгодных видов продукции, что направлено на снижение издержек, рост прибыли и повышение эффективности производства.

Использование денег позволяет предпринимать меры по увязке и достижению сбалансированности величины денежных доходов и расходов, применяя при этом денежные нормы расходов, что обусловливает необходимость экономного использования средств. Очень важно применение устойчивой денежной единицы со стабильной покупательной способностью - это повышает надежность и обоснованность принимаемых исполняемых бюджетных планов. Это способствует преодолению инфляции и переходу к устойчивой денежной единице.

Важную роль выполняют деньги в экономических взаимоотношениях с другими странами. Деньги используются для оценки и определения выгодности операций по экспорту и импорту товаров и для денежных расчетов по таким операциям. Деньги применяются также при проведении расчетов между странами в связи с кредитными и другими операциями.

Роль денег подвержена изменениям в связи с характерными чертами функционирования экономики. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики заметны во всех аспектах применения денег.

В рыночной экономике роль денег значительно повышается, чему способствуют создание и использование предпосылок, характерных для новых условий хозяйственной деятельности.

Переход от административно-командной к рыночной экономике включал различные существенные изменения, в том числе в формах собственности на орудия и предметы труда, в производстве и реализации продукции, что послужило предпосылкой для создания новых условий управления процессами производства и реализации продукции.

В рыночной экономике товаропроизводители, действующие на основе различных форм собственности (государственной, кооперативной, частной), приобретают самостоятельность в установлении объема, ассортимента производимой и реализуемой продукции. Этому уже не препятствуют плановые показатели, которые прежде устанавливались вышестоящими органами. В новых условиях возрастают возможности проявления инициативы в хозяйственной деятельности.

При этом усиливается роль денег, с помощью которых может быть дана оценка такому ориентиру, как платежеспособный спрос: с его учетом формируются объем и ассортимент производимой и реализуемой продукции. Вместе с тем принимаются во внимание соображения выгодности отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности, которые предполагают учет уровня цен на изготовляемые и реализуемые товары и уровня издержек на их производство.

Повышение роли денег в рыночной экономике происходит и в сфере розничной торговли, в которой отменено распределение по нормам, карточкам, талонам, и решающее значение при определении возможности покупки товаров приобретают деньги.