logo
Otvety_1-27

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

В доходах федерального бюджета также учитываются:

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

  1. Финансовая система РФ: понятие, структура.

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система РФ может быть представлена совокупностью трех основных звеньев:

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

¦ удержать экономику от спада производства;

¦ обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;

¦ стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

¦ сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

¦ укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

¦ создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

¦ усилить контроль за величиной государственного долга.

2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные финансы -- это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

Государственные внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Государственных внебюджетные фонды РФ:

¦ пенсионный фонд РФ (выплата трудовых пенсий и социальных пенсий и пособий; выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ); содержание аппарата Пенсионного Фонда; расходы по доставке пенсий; выплата пособий на погребение);

¦ фонд социального страхования РФ - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам;

¦ фонд обязательного медицинского страхования, который является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком - государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг - полученные из различных источников внешние заимствования.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев. Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой - взаимодействует с каждым составляющим финансовой системы: бюджетами всех уровней бюджетной системы; финансами предприятий; организациями кредитно-банковской системы. Денежным обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:

¦ централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов, предназначен для возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.

¦ фонд самострахования (резервный фонд, или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством. Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной ситуации, используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.

¦ страховой фонд страховщика создаётся большим кругом участников (предприятия, граждане) и осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер, позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда. Отношения страхования возникают между двумя сторонами: страховщиком и страхователем.

Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения огромного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Зачастую даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Финансы коммерческих предприятий как звено финансовой системы страны формирут преобладающую часть финансовых ресурсов и являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП. От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою коммерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, так как цель функционирования этих организаций не связана напрямую с получением прибыли. Их функционирование направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. (Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие)

  1. Финансовая политика: сущность и виды. Цель и задачи финансовой политики государства. Современная финансовая политика РФ.

Перепечатать с телефона

Финансовая политика - одна из важнейших частей экономической политики. Она проявляется в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении госбюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежного обращения, в воздействии на курс национальной валюты. Функционирование финансовой системы направлено на решение конкретных задач, которые стоят перед обществом. Этим задачам предназначаются и организация финансовых отношений в обществе, и процессы движения и размещения финансовых ресурсов и ценообразование на них, и пропорции между их централизацией и децентрализацией, и порядок формирования, распределения и перераспределения доходов, и направленность затрат отдельных субъектов предпринимательской деятельности, граждан и государства, и структурное соотношения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы, и характер взаимоотношений между ними, и пропорции между индивидуальным и общественным потреблением.При этом формирование финансовой политики включает концептуальное определение направлений и мероприятий этой политики с позиций решения поставленных задач социально-экономического развития (высшие органы власти и управления) и разработку конкретных мероприятий относительно реализации поставленных задач (Министерство финансов и центральный банк). Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовый механизм - инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы. Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

· функционирование бюджетного механизма

· механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций

· механизм функционирования внебюджетных фондов

· механизм функционирования местных финансов

· функционирование страхового механизма

· механизм функционирования финансового рынка

  1. Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, значение, виды финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

3) направленность на достижение определенных целей;

4) временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Цели и методы финансового планирования и прогнозирования

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Методы финансового планирования:

- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями;

Методами прогнозирования выступают:

- эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

- метод корреляционно-регрессионного анализа;

- метод непосредственной экспертной оценки.

В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:

- указание приоритетов государственных расходов по направлениям;

- увеличение эффективности расходования государственных средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое прогнозирование - это, прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, закладываемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в расходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денежными фондами.

В современных условиях на всех уровнях при финансовом планировании используются компьютерные техника и технологии, что позволяет значительно ускорить этот процесс, делать многовариантные планы и, в конечном счете, повышать качество финансовых планов.Сущность экономического прогнозирования и планирования Прогнозирование -- разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса. Прогнозирование разделяется на:- краткосрочное (1-2 года)- среднесрочное (5-10)- долгосрочное (15-20)- сверхсрочное (50-100)Методы прогнозирования- экстраполяция- моделирование- экспертная оценка