logo search
лекции БС РФ

14.3. Виды, формы и методы бюджетного контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих бюджетный контроль, различают следующие его виды:

Различают следующие формы бюджетного контроля:

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на документальные и камеральные проверки, обследование, экономический анализ, ревизии.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе плановых, отчетных бухгалтерских, финансовых и других документов. В процессе проверки выявляются нарушения бюджетно-налоговой дисциплины, проверяются использование бюджетных средств по целевому назначению, обеспечение сохранности денежных средств, материальных ценностей и др.

Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных документов.

Обследование заключается в ознакомлении с отдельными сторонами деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе обследования могут производиться контрольные обмеры выполненных работ, расходы материалов, топлива, электроэнергии. Обследование может вестись путем опроса, анкетирования, инспекции, наблюдения и др.

Экономический анализ как разновидность бюджетного контроля предлагает детальное изучение исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов и доходов бюджетных учреждений, бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов финансовой деятельности контролируемого объекта. Главное назначение экономического анализа – выявление причин, способствующих или препятствующих достижению намеченной цели.

Ревизия представляет собой глубокий, всеобъемлющий вид бюджетного контроля. Она включает систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемых организаций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законностей действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Цель ревизии – контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлением организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, а также за обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии при осуществлении бюджетного контроля является проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций по следующим направлениям:

Ревизии осуществляются как в плановом порядке (в соответствии с утвержденными планами работы контрольно-ревизионных органов), так и во внеплановом (по обращениям органов государственной власти, мотивированном постановлениями правоохранительных органов и др.).

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта должна содержать: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании была проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также ссылку на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки поведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации; идентификационный номер налогоплательщика; ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, имеющиеся у организации; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета , открытые в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры были приняты по ее результатам.

Описательная часть акта ревизии составляется из разделов, соответствующих вопросам, указанных в программе проверки. При написании акта необходимо соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе поверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок, процедур фактического контроля и других ревизионных действий. Описание фактов нарушений должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные акты и другие нормативные правовые акты были нарушены; кем, за какой период и в чем выражались нарушения; размер документально причиненного ущерба и другие последствия этих нарушений. В акте ревизии не допускается никаких-либо выводов, предположений, неподтвержденных документами или результатами ревизионных действий. В акте ревизии не должна даваться морально-этическая и правовая оценка действий должностных лиц ревизуемых организаций, квалификация их поступков, намерений и целей. В ходе ревизии по отдельным вопросам, требующим принятия срочных мер, может составляться промежуточный акт. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. К акту ревизии обязательно должны быть приложены документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных лиц и т.п., на которые имеются ссылки в акте ревизии. По результатам ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба привлечению к ответственности виновных лиц. Результаты ревизии также могут быть направлены вышестоящей организации.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством меры для установления выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Контрольные вопросы

1.Содержание и значение бюджетного контроля.

2.Органы, осуществляющие бюджетный контроль и их основные функции.

3. Какова структура государственного бюджетного контроля?

4. Виды, формы и методы бюджетного контроля.