logo search
вопросы ответы к экзамену finansy

1.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных расходов государства.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства -экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы состоят из:

- прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетного и внебюджетного финансирования;

- расходов государственных предприятий, органов, учреждений.

Специфическим видом государственных расходов являются:

- затраты на инвестиции в действующих или вновь созданных предприятиях (нередко осуществляются на долевых началах);

- расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.

Важную экономическую и социальную роль играют::

- децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственным предприятием, объединением;

- затраты, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий (текущие и инвестиционные);

- затраты, обусловленные запросами трудового коллектива и отдельных работников (жилищные проблемы).

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию народного хозяйства и  социально-культурных мероприятий, но и на  содержание управленческих структур, военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов и организованное построение этой системы базируется на следующих принципах:

- целевое направление средств (означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в государственных планах);

- безвозвратное расходование государственных ресурсов (средства, использующиеся на финансирование народного хозяйства, не нуждаются в обязательном их возмещении);

- соблюдение режима экономии (этот принцип может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата).

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

- самофинансирование (использование для покрытия расходов государственного предприятия за счёт их собственных ресурсов);

- бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение);

- кредитное обеспечение (банковские ссуды для покрытия своих, текущих и инвестиционных затрат);

- заимствование денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономический интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

  1. Оперативно финансовое планирование: кредитный план, кассовый план, платежный календарь.

    Оперативное финансовое планирование: составление платежного календаря, кассового плана, расчет потребности в краткосрочном кредите

Оперативное финансовое планирование на предприятии включает разработку следующих разделов:

•           составление платежного календаря;

•      составление (расчет) кассового плана;

•      расчет потребности в краткосрочном кредите.

Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вторым – доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В этом случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.

При составлении платежного календаря используют данные учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Примерная форма платежного календаря показана в табл. 22.2.

Кассовый план – это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их поступлением и использованием. Кассовый план является частью оперативного финансового планирования и составляется на квартал. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия.

Кассовый план состоит из четырех разделов: 1) источники поступления наличных денег; 2) расходы; 3) расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда; 4) календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае необходимые документы представляются в банк в соответствии с его требованиями и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

  1. Налог на имущество предприятий РФ.

Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Глава 30 НК РФ, ст 373-386

Относится к региональным налогам. Плательщиками указанного налога являются российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательныхэлементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Основные виды:

Налоговая ставка не может превышать 2,8 процента. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

Объе́кт нало́гообложе́ния — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщикаобязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 «Объекты налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ).