logo
вопросы ответы к экзамену finansy

Глава 3. Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий

Функционирование предприятий на условиях коммерческого расчета предполагает обязательное получения ими прибыли. Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

- стимулирующей функции, появляющейся в процессе ее распределения и использования;

- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Основой существования прибыли в экономике является наличие прибавочного продукта и товарно-денежной формы процесса расширенного воспроизводства, т.е. прибыль - это та основная форма, в которой выражается и измеряется стоимость прибавочного продукта.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.

Распределение прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих принципов: первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на накопление и распределение.

Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, их соответствия уровню производительных сил и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления, резервных фондов, либо непосредственным ее распределением по отдельным направлениям.

В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.

Процесс оздоровления экономики, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере во многом будут предопределять максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, роста инвестиций в реальный сектор экономики и создания эффективной налоговой системы.

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность это относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:

- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

- процентное соотношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

- процентное соотношение балансовой прибыли к выручке от реализованной продукции;

- отношение чистой прибыли к выручке от реализованной продукции.

Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов. Рентабельность оборотных активов определяется как процентное соотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное соотношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.