7.2. Бюджетные расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации
Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации.
Система бюджетного финансирования данных отраслей в нашей стране организована в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. За счет средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивается государственная поддержка автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов. Исключительно из местных бюджетов финансируется муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Выделенные средства направляются главным образом на реализацию мер по реструктуризации естественных монополий, совершенствованию тарифной системы и, кроме того, в рамках целевых программ.
Как следует из таблицы №14, в 2004 г. по сравнению с 2002 г. структура расходов в данном разделе существенно изменилась: резко снизилась доля воздушного транспорта – с 52,69% в 2002 г. до 15,2% в 2004 г.
Таблица№14Расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатика 2002-2004г.г.
-
Направления расходов
2002 г.
2002 г.
2003 г.
2003 г.
2004г
2004г
Сумма, млн. руб.
Уд.
вес, %
Сумма, млн. руб.
Уд.
вес, %
Сумма, млн. руб
Уд.
вес, %
1. Транспорт, всего:
в том числе:
6345,4
90,21
4817,6
79,15
4394,9
64,0
Автомобильный транспорт
26,5
0,38%
89,4
1,47%
133,4
1,9
Железнодорожный транспорт
300
4,26%
300
4,93%
207
3,0
Воздушный транспорт
3707,0
52,69%
2172,7
35,7%
1034,3
15,2
Водный транспорт, всего
2312,9
32,88%
2255,5
37,05%
3184,9
46,4
2.Связь, всего
686,8
9,76%
1267,4
20,82%
2468,5
35,9
3. Информатика и информационное обеспечение, всего
2,1
0,03%
2,1
0,03%
3,1
0,04
Всего по разделу «Транспорт, связь и информатика»
7034,3
100%
6087,1
100%
6866,5
100%
В качестве приоритетных направлений развития в 2004 г. выступают водный транспорт и связь.
Финансовое регулирование отраслей является неотрывной частью государственного регулирования. В соответствии с законодательством в РФ применяются следующие методы государственного регулирования естественных монополий: ценовое регулирование посредством регулирования тарифных ставок, определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, определение перечня льгот потребителей и источников их бюджетного финансирования.
Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:
формирования и ведения реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
определения методов регулирования, предусмотренных федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.
Тарифная политика является важной составляющей бюджетной политики государства, а также мощным инструментом финансового регулирования. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей естественных монополий, их регулирование сегодня направлено на прекращение и сдерживание роста на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
Единым тарифным органом в стране признана Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), и с 2002 г. она выступает как федеральный орган исполнительной власти для обеспечения единой государственной политики в области ценообразования и государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. ФЭК регулирует также и железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.
На государственном уровне также регулируются тарифы на ряд услуг общедоступной почтовой связи, междугородние телефонные разговоры, предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для бюджетных организаций, а также услуг по распространению государственных программ телевидения и радиовещания.
Транспорт.Россия располагает всеми видами современного транспорта. Магистральные виды транспорта – это железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный. Перевозки пассажиров в населенных пунктах выполняет городской и пригородный пассажирский транспорт. Дорожно-транспортный комплекс сегодня – это 87 тыс. км железных дорог, 463 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиатрасс.3[1]
Для дальнейшего развития транспортной системы в РФ имеется ряд препятствий. В связи с географическими условиями страны средняя дальность перевозок в России в 3 – 5 раз выше, чем в Западной Европе. Расходы на транспорт для многих отраслей экономики являются весьма значительными и занимают от 10 до 55% стоимости продукции, поэтому стоимость перевозок ограничивает зоны сбыта продукции, ее конкурентоспособность в рыночной экономике.
Высокие затраты на содержание пассажирского транспорта являются причиной убыточности пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте эти перевозки дотируются за счет грузовых перевозок, что повышает грузовые тарифы на 16 – 20%, на городском и пригородном автомобильном и электрическом транспорте – за счет бюджетов соответствующих уровней.
Для решения проблем развития транспорта правительством РФ были приняты долгосрочные концепции на период 2002 – 2010 гг.: создания и развития сети автомобильных дорог в России, модернизации транспортной системы Российской Федерации, структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Основной формой бюджетного финансирования рассматриваемых отраслей в последние годы является целевое субсидирование.
Помимо целевых субсидий транспортная отрасль страны получает централизованное финансирование в рамках федеральных целевых программ. Наиболее значимой является долгосрочная программа «Модернизация транспортной системы России» (до 2010 г.). В 2004 г. предусмотрено выделение средств в разрезе следующих подпрограмм: «Автомобильные дороги» , «Гражданская авиация», «Единая система организации воздушного движения» , «Морской транспорт, «Внутренние водные пути», «Реформирование общественного пассажирского транспорта» ,«Безопасность дорожного движения» ,«Международные транспортные коридоры».
- Глава I «Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Экономическое содержание и назначение бюджета. Функции и роль бюджета в социально-экономических процессах.
- 1.2.Бюджетная система и принципы ее построения. Характеристика ее звеньев.
- 1.3. Компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования бюджетных правоотношений.
- 1.4. Бюджетная классификация Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Глава 2. «Бюджетный процесс»
- 2.1. Основы организации бюджетного процесса в рф
- 2.2. Составление проектов бюджетов
- 2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- 2.4. Исполнение бюджетов
- 2.5. Подготовка отчета об исполнении бюджета и его утверждение
- Глава 3. Доходы бюджетов
- 3.1. Состав и характеристика доходов бюджетов различных уровней
- 3.2 Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- 3.3. Налог на добавленную стоимость
- Большое применение получило использование гражданами социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.
- 3.5. Единый социальный налог (есн) в доходах федерального бюджета в 2004году (есн) составил 12,9%.
- 3.6 Акцизы
- Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- 3.8. Региональные налоги
- 3.9.Налог на имущество организаций
- 3.10. Налог на игорный бизнес
- 3.11. Транспортный налог
- 3.12. Местные налоги Земельный налог
- 3.13. Налоги на имущество физических лиц
- 3.14. Неналоговые доходы бюджетов
- Глава 4. Сбалансированность бюджетов
- 4.1.Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования
- 4.2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Исполнение федерального бюджета рф 2002-2004г.Г, прогноз 2005 гг. (млн. Руб.)
- 4.3. Государственный и муниципальный долг
- Объем, структура и динамика государственного долга рф
- 4.4.Принципы и методы управления государственным долгом.
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- Глава 5.Межбюджетные отношения.
- Глава 6. Расходы бюджета
- 6.1.Экономическое содержание и структура расходов бюджетов различных уровней.
- Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.
- 6.3 Расходы на содержание органов власти и управления
- 6.4.Расходы на судебную власть
- 7. Бюджетное финансирование реального сектора экономики
- 7.1.Расходы бюджета на поддержку отраслей промышленности, строительства и энергетики.
- 7.2. Бюджетные расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации
- 7.3. Расходы бюджетной системы на содержание апк.
- 8. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
- 8.1.Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Тарифная политика.
- 8.2. Источники финансирования отрасли.
- 8.3. Основные принципы и направления реформирования жкх.
- 9.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (нтп).
- 1991-2004Г.Г.
- 10. Расходы бюджета на образование.
- 10.1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.
- 10.2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.
- 11.Расходы бюджета рф на здравоохранение и физическую культуру.
- 11.1 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
- 11.2. Планирование расходов медицинских учреждений.
- 11.3. Планирование расходов на здравоохранение .
- 11.4.Отраслевая структура и специфика расходов на физическую культуру и спорт.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 12. Расходы бюджета на обеспечение социальной политики
- Расходы консолидированного бюджета рф на социальную политику
- 2003-2004Г.Г.
- Глава 14 Бюджетный контроль
- 14.1. Содержание и значение бюджетного контроля.
- 14.2. Органы бюджетного контроля, их задачи и функции
- 14.3. Виды, формы и методы бюджетного контроля
- Приложения
- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
- Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов рф
- Экономическая классификация расходов бюджетов рф
- Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов рф
- Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов рф
- Классификация видов государственных внешних долгов рф и субъектов рф, а также государственных внешних активов Российской Федерации
- Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты рф
- Глава I«Бюджет и бюджетное устройство рф»
- Вопросы для оценки качества освоения курса «бюджетная система рф»