logo search
Финансовая политика ЧОРБА экз 2012

1.3.1. Понятие, сущность и структура финансового механизма

«Финансовый механизм — это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития»1.

В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре дано более развернутое определение: «Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения»2.

Есть и другие определения финансового механизма. Можно сказать, что финансовый механизм выступает средством реализации финансовой политики как государства, так и субъектов хозяйствования. Поэтому финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложная, она включает различные элементы, соответствующие большому разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых отношений предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (речь идет об элементах финансового механизма).

Государство в лице его законодательных и исполнительных органов власти на основе изучения действующих экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распространения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеют планирование и прогнозирование, нормативное оформление финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

Как отмечалось выше, структура финансового механизма отличается большим разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. В связи с этим можно выделить три группы, отражающие экономическое содержание финансов:

— механизм государственных и муниципальных финансов;

— страховой механизм;

— финансовый механизм хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

В свою очередь механизм государственных и муниципальных финансов включает: бюджетный механизм, механизм государственного кредитования и механизм функционирования внебюджетных фондов. А бюджетный механизм включает: механизм федерального бюджета, механизм региональных бюджетов, механизм функционирования местных бюджетов. Механизм внебюджетных фондов включает механизм функционирования Государственного пенсионного фонда и т.д.

И связано все это со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства, что влияет на формы денежных накоплений, виды платежей в бюджет, направления и формы бюджетного финансирования, методы образования финансовых резервов и т.п.

Учитывая эти особенности, государство усиливает или ослабляет воздействие разных частей финансового механизма на общественное воспроизводство и его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов, добиваясь желаемых результатов.

Кроме того, в структуре финансового механизма можно выделить функциональные звенья, например, мобилизацию финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Применяют также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки: финансовое планирование и прогнозирование; оперативное управление; финансовый контроль.

Реально функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются.

Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозмездного (безвозвратного) финансирования.

Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного периода развития отношений между ними.

В то же время построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Применение юридических норм в сфере финансовой деятельности дает возможность устанавливать единые правила организации финансовых связей, защищать экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов и государства. В свою очередь соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

В современных условиях, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, весьма важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит развитие общества. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социально-политическими последствиями, о чем свидетельствует отечественная практика реформ 1990-х годов.

Формируя финансовый механизм, государство должно обеспечить его наиболее точное соответствие требованиям финансовой политики конкретного этапа развития экономики, что является залогом успешной реализации ее целей и задач. При этом важно добиться наиболее точной увязки финансового механизма и его отдельных элементов с интересами отдельных лиц и коллективов. Только на этой основе достигается эффективность финансового механизма.