Планирование производства
Производственная программа (план производства) предприятия - важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.
К показателям производственной программы относят:
1) темп роста производства товарной продукции;
2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукция на экспорт");
3) показатель качества продукции.
Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.
Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: программа производства и реализации продукции; производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование); материально-техническое обеспечение; стоимость (издержки) производства и сбыта продукции.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.
Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственные мощности могут измеряться как в натуральном выражении, так и в условно-натуральных единицах.
Содержание подраздела «Производственные мощности» зависит от того, объектом инвестирования является действующее предприятие или вновь создаваемое.
Если предприятие действующее, то приводятся:
• анализ соответствия существующих производственных мощностей объемам производственной программы;
• обоснование потребности в дополнительных производственных мощностях на год и перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);
• обоснование объема средств, необходимых для подготовки производства;
• оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;
• перечень и обоснование требуемого оборудования и технологии с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также требуемого объема производства и потребительских характеристик товара;
• обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условиях послепродажного обслуживания, гарантий и цены;
• информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;
• экологическая оценка проекта — анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их удаления и переработки.
В случае нового строительства обосновывается выбор конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социально-экономической и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (трудовые ресурсы, дороги, инженерные коммуникации, связь, энергоносители), наличия строительно-монтажных мощностей, жилья и т.п., а также приводятся возможные альтернативные варианты в пределах страны, региона, населенного пункта.
Производственная мощность предприятия является изменчивой величиной, она меняется по мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда.
В России сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда предприятие вынуждено использовать свою производственную мощность не более чем наполовину. Это сложное явление современной экономической жизни страны, и оно, как правило, связано с отсутствием необходимых заказов на производство продукции в силу сложившейся дисгармонии между устаревшим технологическим парком предприятия и потребностями рынка. Безусловно, такое положение не характеризует нормальную деятельность фирмы. Тем не менее, в условиях рынка считается, что фирме лучше иметь некоторый резерв производственной мощности на случай неожиданного увеличения спроса на ее продукцию. Но с другой стороны, значительное количество незагруженного оборудования бывает экономически невыгодным, так как влияет на рост себестоимости продукции. Поэтому специалистам фирмы нужно иметь информацию о коэффициенте использования производственной мощности для своевременного решения вопроса об экономической целесообразности продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования. Кроме того, нужно знать максимальную величину выпуска продукции при полном использовании имеющейся производственной мощности. Данные об экономически оправданном уровне использования производственной мощности учитываются при обосновании плана производства продукции фирмы.
В подразделе «Материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемыми сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.
В этом подразделе приводятся: перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков сырьевых ресурсов; периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично и т.д., соответствие качественным характеристикам); требования поставщиков к форме оплаты (предоплата, бартер и т.д.); расчет потребности в сырьевых ресурсах; обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов); обоснование и расчет потребности в теплоэнергетических ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией; риски ресурсного обеспечения.
В подразделе «Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции» даются обоснования по каждой статье издержек производства (заработной плате, амортизации, общепроизводственным и общехозяйственным расходам), прогнозируются их изменения в перспективе.
- Курсовая работа
- Введение
- Бизнес-план в системе планирования на предприятии Виды планов предприятия
- Назначение бизнес-плана
- Классификация бизнес-планов
- Структура и методические основы разработки бизнес-планов Содержание и разделы бизнес-планов
- Планирование производства
- Планирование финансовых результатов
- 2. Анализ положения дел в отрасли
- 3. Производственный план
- 4. Маркетинговый план
- Объемы экспортных операций с лесо- и пиломатериалами в первой половине 1999 года.
- 5. Организационный план
- 6. Финансовый план
- Потребность в капитальных вложениях согласно проектно-сметной документации
- Инвестиции (в период эксплуатации и строительства)
- Источники средств (на начало реализации проекта)
- Производство и реализация продукции
- Численность работающих, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды
- Затраты на производство и сбыт продукции (на годовой объем)
- Амортизационные отчисления
- Финансовые результаты производственной и сбытовой деятельности (на годовой объем)
- План денежных поступлений и выплат
- Бюджетный эффект от реализации проекта
- Заключение
- Список использованной литературы