logo
381747_6F950_biznes_plan_predpriyatiya

Структура и методические основы разработки бизнес-планов Содержание и разделы бизнес-планов

После того как было принято решение начать новый бизнес (или по крайней мере планирование нового бизнеса), необходимо составить план своих действий по разработке бизнес- плана. Последовательность этапов представлена ниже на рис. 1. Предложенный алгоритм содержит наиболее общие стадии процесса планирова­ния нового дела.

Рис.1. Последовательность шагов по составлению бизнес-плана

• Этап 1 — Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации н вого проекта или разработке нового бизнес-плана.

• Этап 2 — Формирование цели нового бизнеса или нового проекта.

• Этап 3 — Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре.

• Этап 4 — Поиск источников необходимой информации.

• Этап 5 — Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способносте для начала новой деятельности.

• Этап 6 — Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля пре приятия).

• Этап 7 — Исследование потенциального рынка сбыта.

• Этап 8 — Разработка предварительного прогноза продаж.

• Этап 9 — Территориальное размещение бизнеса.

• Этап 10 — Разработка маркетингового плана.

• Этап 11 — Разработка календарного плана.

• Этап 12 — Разработка производственного плана.

• Этап 13 — Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса.

• Этап 14 — Разработка организационного плана.

• Этап 15 — Принятие решений о персонале.

• Этап 16 — Разработка финансового плана.

• Этап 17 — Разработка плана страхования рисков деятельности.

• Этап 18 — Подготовка делового резюме бизнес-плана.

• Этап 19 — Оформление бизнес-плана.

• Этап 20 — Презентация бизнес-плана.

• Этап 21 — Принятие решения о начале деятельности.

В процессе работы фирмы или предприятия может возникнуть необходимость предъявления бизнес - плана для ознакомления с ним, например банку или потенциальным инвесторам. Поэтому возникает необходимость того, чтобы он был разделен на разделы, что бы любой мог отыскать в плане интересующие его моменты, информация должна быть доступной и понятной.

Содержание бизнес-плана, несмотря на многообразие его видов, является вполне стандартным и состоит из следующих разделов:

1. Титульный лист.

На нём прописывается основная информация о проекте — название и адрес компании, учредители, суть и стоимость проекта, а так же информация о степени секретности документа.

2. Резюме.

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов. Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку он должен произвести благоприятное впечатление.

В нем подробно излагается суть проекта, его задачи и цели, степень новизны, предполагаемый объем производства или предоставления услуг компанией, размеры ожидаемых продаж, предполагаемые затраты на реализацию проекта. А так же прибыльность проекта и сроки окупаемости.

3. История бизнеса.

4. Описание продукта или услуги.

Подробное описание свойств товара, конкурентные отличия его от существующих товаров, возможность защиты его патентами.

5. Анализ отрасли.

6. Конкурентная стратегия.

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

7. План производства.

Проводится расчет необходимых мощностей и производственных площадей, необходимом оборудовании и материальных ресурсов. А так же, трудоёмкость производства продукции, себестоимость производства и издержки. В этом разделе бизнес-плана даются предположения по проблемам с поставками необходимого сырья и материалов, определяется перечень необходимых операций с ресурсами и комплектующими и прочее.

8. Маркетинг.

Один из важнейших разделов бизнес-план, особенно для товаров и услуг направленных на конечного потребителя. Содержит анализ ценообразования и каналов сбыта товаров, предполагаемая рекламная активность, анализ слабых и сильных сторон предприятия и товара, и конечно, предполагаемый объём продаж.

9. Организационный план.

В этом разделе бизнес-плана описывается структура компании, роль главных менеджеров компании и их роль в реализации проекта, порядок работы между подразделениями компании, необходимые объёмы рабочей силы, условия труда работников и размеры заработной платы сотрудников.

10. Финансовый раздел.

Рассчитывается прогноз расходов и доходов предприятия, баланс активов и пассивов компании и другие финансовые показатели. Так же, рассчитывается объем необходимых дополнительных инвестиций и прогнозируются источники финансовых поступлений, определяется срок окупаемости бизнес-плана.

11. План научных исследований и разработок.

12. Риски (меры по предотвращению)

Расчет предполагаемых рисков и способы их страхования. Обычно, в бизнес-план закладывается страхование грузов и автотранспорта, а так же ответственности перед третьими лицами.